Язык сайта

 

Язык сайта

 

Комплексная программа развития поликультурного образования

Введение


Комплексная Программа развития поликультурного образования (далее – Программа) опирается на концептуальное представление о путях модернизации российского образования, о роли образования в развитии российского общества, о приоритетах и направлениях образовательной политики.

Программа определяет целевую установку, задачи и направления развития поликультурного (полилингвального) образования в России. Программа направлена на реализацию стратегии развития образования, определенной в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования.

В основу Программы положена Концепция развития поликультурного образования, разработанная с учетом национальных, региональных, этнокультурных потребностей многонационального народа России.

Поликультурное образование базируется на отношениях взаимодействия и взаимообогащения культур, принятых международным сообществом в качестве императива культурной политики. Согласно основополагающему документу ЮНЕСКО «Декларация Мехико по политике в области культуры», культурная самобытность и культурное разнообразие неразрывно связаны друг с другом: культурная самобытность расширяет возможности для всестороннего развития человека; ни одна культура не может претендовать на право быть универсальной, универсальность складывается  из опыта всех народов мира, каждый из которых утверждает свою самобытность; многообразие составляет саму основу культурной самобытности там, где бок о бок существуют разные традиции; культура – это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других. Подготовку обучающихся к пониманию других культур, к признанию окружающего разнообразия обеспечивает система поликультурного образования.

Поликультурность социального пространства, в котором развивается жизнедеятельность человека, является одним из системообразующих качеств современного мира. Поэтому проблема развития поликультурного образования занимает центральное место в образовательной практике многих стран, где сосуществуют носители разных культурных традиций, представители разных этнических и конфессиональных групп. В современной России также существенно изменились требования к результатам обучения и воспитания, возникла настоятельная необходимость воспитывать у подрастающего поколения готовность к жизни в открытом обществе и формировать навыки межкультурного диалога. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» провозглашает в числе основных целей образования «национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «формирование культуры мира и межличностных отношений», «развитие культуры межэтнических отношений».

Без разрешения проблемы поликультурного образования невозможно в полной мере ставить и решать задачи модернизации образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, подготовки подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений современного мира.

Существует, по меньшей мере, два непреложных основания для возведения поликультурного образования в ранг государственной политики. На тактическом уровне от развития поликультурного образования зависит успешность преодоления тех угроз социальной нестабильности, которые возникают на почве неподготовленности молодежи к жизни в условиях все возрастающей полиэтничности и поликультурности российского общества. В стратегическом смысле поликультурное образование есть важнейший инструмент формирования российской гражданской идентичности.

Общая социально-политическая сверхзадача российской школы состоит в гражданской консолидации полиэтнического российского социума. Лишь базовые принципы поликультурности способны превратить систему образования в эффективный социокультурный механизм, предопределяющий надэтническую целостность общества.

Содержание проблемы поликультурного образования

Проблема развития поликультурного образования актуальна для всех регионов и территорий России – для республик, краев и областей, для мегаполисов и крупных городов, для малых городов и сельских поселений. Вне зависимости от того, при каких обстоятельствах сложилась полиэтничность населения той или иной территории – сформировалась ли она исторически или стала результатом миграционных процессов – сегодня необходима сбалансированная политика в сфере образования, учитывающая общегосударственные российские интересы и национально-культурные особенности народов России, исходящая из сложных условий межкультурного диалога в многонациональном российском обществе и настоятельной необходимости проектировать гармонию межэтнических и межконфессиональных отношений.

В условиях социально-экономических реформ и первых этапов модернизации государственной системы образования в России накоплен бесценный опыт этнокультурных подходов в обучении и воспитании, включающий стимулирование региональных моделей национального образования, закрепление национально-регионального компонента в структуре и содержании общего образования, провозглашение в качестве одной из целей образования сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России.

Однако ни вопросы выделения региональной составляющей в содержании образования, ни даже проблематика национальной школы при всей ее важности отнюдь не исчерпывают весь круг национально-культурных проблем образования. Механическое расчленение общего содержания образования на инвариантный федеральный и вариативный национально-региональный компоненты оказалось не вполне адекватным, слишком упрощенным и малоэффективным воплощением главных социокультурных условий, закрепленных в Законе РФ «Об образовании»: единства культурно-образовательного пространства России и всемерного содействия развитию национальных языков, культур, региональных традиций. Сведение национального к региональному на деле редуцировало поликультурную образовательную перспективу до формально-ознакомительного монокультурного компонента. Тем самым были проигнорированы сложная неоднородность российской цивилизации и национально-государственный смысл организации единого духовного пространства, были недооценены интегративные задачи школы в полиэтническом обществе и сложность процессов формирования российской гражданской нации.

Сведение принципов и задач поликультурного образования к навыкам диалогической межкультурной коммуникации, воспитанию толерантности по отношению к иным культурам и даже умению обучающихся интегрировать элементы других культур в собственную систему ценностей не затрагивает сущностных качеств и структурных характеристик культурного самосознания как основы идентичности современного человека. Представление о людях постиндустриальной информационной эпохи как о носителях традиционного этнокультурного комплекса, к которому с помощью простых дидактических методов следует присоединить универсальный набор гуманитарных клише, страдает методологическим архаизмом и утопической неадекватностью. Атрибутивно-механистическое представление о роли модернизированной национальной культуры и поликультурной среды в социализации наших современников не отражает и требований современного общества к образовательной системе. Между тем в число этих требований наряду с объемом знаний, умений и навыков входят качественные показатели культурной и гражданской идентичности, исторической преемственности, духовно-нравственного развития, ценностной ориентированности, личностного самоопределения.
Ответом на запрос гражданского общества и заказ демократического государства может служить лишь целостная инновационная система современного поликультурного образования.

Полноценное поликультурное образование формирует содержание обучения и воспитания в рамках единого государственного стандарта в соответствии с конструкцией российской идентичности, при этом этнокультурное наследие и национальные культуры народов России транслируются в широком общероссийском и мировом культурно-цивилизационном контексте по общей формуле «регион – Россия – мир». Тем самым идейно-содержательные, технологические и языковые составляю¬щие поликультурного (полилингвального) образования согласуются со структурой и тенденциями развития единой российской цивилизации, которая ис¬торически объединила и интегрировала национальные культуры народов России. Задачи формирования российской гражданской идентичности требуют отказа от разделения содержания образования на несколько обособленных компонентов и, напротив, предполагают включение регионального контента образования в федеральный компонент. При этом образовательное описание мира происходит в последовательном естественном движении от знакомого и близкого к неизвестному и иному, то есть от семьи и родного дома к стране и миру, от субъекта федерации к России и всему человечеству. Неразрывность и содержательная универсальность федерального компонента остается гарантией культурно-образовательного единства российской гражданской нации. Вариативное полилингвальное и сюжетно-тематическое оформление федерального компонента, органически связанное с региональным контентом в обучении и воспитании, делает поликультурное образование системной частью национальной культуры, а значит – опорой гражданской идентичности как на сегментарном (регионально-территориальном), так и на российском (супернациональном) уровне.

В системе поликультурного (полилингвального) образования представлены все существующие уровни российского образования – дошкольное, общее, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование этой системы, является государство. Создание системы поликультурного образования предполагает консолидацию усилий органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, творческих союзов, общественных и религиозных организаций.

Целевая установка и задачи Программы

Целью Программы является создание в Российской Федерации полноценной системы поликультурного образования, способной на основе формирования личности, сохраняющей собственное этнокультурное наследие и стремящейся к пониманию других культур, готовой к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, обеспечить благоприятный демократический и гуманистический социальный климат, способствующий гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп населения в интересах российской гражданской идентичности.

Поликультурное образование представляет собой институт целенаправленной социализации обучающихся, призванный обеспечить:

  • на когнитивном (познавательном) уровне – освоение образцов и ценностей родной, российской, мировой культуры, культурно-исторического и социального опыта человечества;
  • на ценностном (аксиологическом) уровне – формирование предрасположенности к межкультурной коммуникации и обмену, толерантности по отношению к другим народам, культурам, социальным группам;
  • на оценочном (коннотативном) уровне – формирование умения четко формулировать собственное отношение к событиям и явлениям, ясно выражать свою точку зрения и аргументировать высказываемые суждения;
  • на деятельностном (поведенческом) уровне – активное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной языковой и культурной компетенции;
  • на социально-психологическом уровне – формирование гармоничной российской идентичности на основе этнокультурного и национально-территориального самосознания.

Для реализации целевой установки Программы решаются следующие основные задачи:

  • формирование научно-теоретических и методических основ поликультурного образования, в том числе – разработка образовательных методик и технологий, создание комплекта базовых учебных программ, учебно-методических пособий и рекомендаций;
  • подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для работы в системе поликультурного образования;
  • экспериментальная апробация поликультурной (полилингвальной) образовательной модели в трех субъектах Российской Федерации;
  • информационное обеспечение поликультурного образования, в том числе создание региональных баз данных о результатах развития и педагогическом опыте поликультурного образования;
  • апробация и издание учебно-методических комплектов, разработанных для начальной поликультурной школы.
    Программой определена последовательность решения поставленных задач.

Механизм и этапы реализации Программы

В управленческом смысле Программа развития поликультурного образования – это модель развертывания скоординированных нововведений, определяющая перспективный план действий, порядок их реализации и качество результатов. Комплексное решение задач поликультурного образования возможно лишь при условии создания инновационных моделей управления, способных объединить наиболее ценный педагогический опыт с современными средствами эффективного менеджмента.

Ответственность за решение практических проблем поликультурного образования будет неизбежно сосредоточена на регионально-территориальном уровне. Программа развития поликультурного образования в регионе направлена на целостное и системное изменение региональной системы образования, перевод ее на принципы поликультурности. Тем более важно создать инструменты надежной координации и полного научно-методического единства российских регионов, участвующих в реализации Программы.

Для объединения усилий федерального центра и регионов в деле планирования и управления развитием поликультурного образования необходимо принятие Государственной целевой программы с обоснованными целями, системным управлением, полноценным проблемным анализом и механизмом согласованных действий на всех уровнях. Такое объединение сил позволит преодолеть разрозненность и фрагментарность инновационного опыта, его ресурсную и информационную ограниченность. Целевые программы регионального уровня, выступая в качестве составных частей общей федеральной программы, в этом случае станут действенным инструментом конкретизации предусматриваемых мер, их контролируемости и надежного исполнения.

Пилотным проектом развития целостной системы поликультурного образования в России являются скоординированные усилия трех субъектов Российской Федерации, осуществляющих комплексную подготовку эксперимента по достижений в области поликультурного образования на первом (экспериментальном) этапе реализации Программы в 2009-2010 гг. планируется: реализации инновационной Концепции и настоящей Программы поликультурного образования. В целях обобщения, закрепления и дальнейшего совершенствования имеющихся:

  • экспериментальных поликультурных (полилингвальных) образовательных моделей первого класса общеобразовательной школы и младшей группы дошкольных образовательных учреждений в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Чеченской Республике;
  • первоначальная апробация моделей поликультурного (полилингвального) образования в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Чеченской Республике на примере первого класса общеобразовательной школы;
  • подготовка к созданию экспериментальных систем поликультурного (полилингвального) образования в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Чеченской Республике.

Экспериментальный этап развития системы поликультурного образования предполагает последовательное развертывание в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Чеченской Республике образовательных моделей:

  • начального образования (с 1 по 4 класс) – в 2011-2013 гг.;
  • дошкольного образования – в 2011-2013 гг.;
  • неполного общего образования (с 1 по 9 класс) – в 2014-2018 гг.;
  • полного общего образования (с 1 по 11 класс) – в 2019-2020 гг.

Одновременно с экспериментальной апробацией планируется создание в 2011-2016 гг. системы профессионального образования, предназначенной для подготовки педагогических кадров для поликультурной (полилингвальной) школы в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Чеченской Республике.

Этап внедрения целостной системы поликультурного образования предполагает последовательное выведение прошедших успешную апробацию образовательных моделей на уровень массового применения в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Чеченской Республике и других регионах Российской Федерации:

  • дошкольного и начального образования (по 4 класс) – с 2014 г.;
  • неполного общего образования (по 9 класс) – с 2019 г.;
  • полного общего образования (по 11 класс) – с 2021 г.

Этап внедрения начинается после завершения экспериментальной апробации поликультурных (полилингвальных) моделей дошкольного и начального образования и разворачивается параллельно продолжению эксперимента по следующим уровням общего образования. Одновременно планируется создание в 2014-2019 гг. системы профессионального образования, предназначенной для подготовки педагогических кадров для поликультурной (полилингвальной) школы в регионах Российской Федерации.

Система программных мероприятий

Пилотный проект или первый этап реализации Программы, планируемый на 2009-2010 гг., включает:

  • анализ состояния этнокультурного образования и перспектив его развития в трех субъектах Российской Федерации (оценка обеспеченности учебниками и учебно-методическими материалами, квалифицированными педагогическими кадрами, анализ этнокультурных параметров региональных базисных учебных планов, обобщение состояния регионального регулирования в области этнокультурного образования; оценка уровня знаний в области этнокультурного образования воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учащихся общеобразовательных учебных заведений;
  • социолингвистическое обследование населения с целью установления социальной востребованности этнокультурного образования);
  • разработку полилингвальных моделей, методик и образовательных технологий для системы поликультурного образования (разработка предложений по совершенствованию методики преподавания русского языка как неродного в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах;
  • разработка предложений по совершенствованию методики преподавания языков народов РФ как родных в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах;
  • разработка методики преподавания языков народов РФ в качестве государственных языков республик в составе РФ);
  • разработку психолого-педагогических технологий формирования российской идентичности в системе дошкольного и общего образования (разработка психолого-педагогических рекомендаций по тематической стратегии содержания образовательных программ, призванной содействовать формированию общенациональных культурных ценностей, разработка предложений по формам и способам гармоничного сопряжения общечеловеческих, общегосударственных и национально-культурных ценностей в учебном пространстве; создание Программы поликультурного воспитания);
  • разработку технологий диагностики педагогических рисков поликультурной образовательной модели, включая разработку диагностического инструментария для проведения исследований в учреждениях дошкольного и общего образования (подготовка методических указаний по диагностированию педагогических рисков поликультурной образовательной модели; разработка диагностического инструментария для проведения исследований в учреждениях дошкольного и общего образования);
  • разработку методических рекомендаций по экспериментальной апробации методик и технологий поликультурного образования (на основе анализа и обобщения опыта теоретических исследований и практических разработок в области поликультурного образования);
  • разработку программных и учебно-методических материалов для подготовки и переподготовки педагогических работников по технологиям психолого-педагогического сопровождения реализации Концепции и Программы поликультурного образования (разработка учебно-методического комплекса спецкурса для педагогических работников по технологиям психолого-педагогического сопровождения реализации концепции  поликультурного образования);
  • разработку программ подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для работы в системе поликультурного образования ((разработка учебно-методического комплекса спецкурсов по предметным технологиям поликультурного образования);
  • проведение для управленческих, научно-педагогических и педагогических кадров Республики Северная Осетия-Алания, Республики Татарстан, Чеченской Республики семинаров по проблемам и перспективам поликультурного образования (организация семинаров для управленческих кадров системы образования трех субъектов РФ с целью их подготовки к организации и проведению эксперимента; проведение семинаров для научно-педагогических кадров, привлекаемых к разработке концептуальных положений поликультурной образовательной модели, а также к подготовке соответствующих учебно-методических комплексов);
  • подготовку экспериментальных моделей поликультурного образования в первом классе общеобразовательной школы Республики Северная Осетия-Алания, Республики Татарстан, Чеченской Республики (учебно-методические комплексы на русском и титульных языках для 1 класса системы общего образования – по русскому языку как неродному, титульному языку как родному, титульному языку как государственному республики, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, музыке; учебные материалы для младшей группы дошкольных образовательных учреждений – по развитию математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, музыке, изобразительному искусству, развитию русской речи как родной, развитию русской речи как неродной, развитию речи на титульном языке республики как  родной, развитию речи на титульном языке республики как неродной);
  • апробацию моделей поликультурного образования в первом классе общеобразовательной школы Республики Северная Осетия-Алания, Республики Татарстан, Чеченской Республики (мониторинг и анализ результатов учебного и воспитательного процесса в экспериментальных и контрольных школах и дошкольных образовательных учреждениях с использованием экспериментальных учебников и учебных материалов; организация обсуждения моделей поликультурного образования в открытых источниках информации).

Экспериментальный этап развития системы поликультурного образования включает следующие мероприятия, планируемые на 2011-2020 гг.:

  • подготовку экспериментальных моделей поликультурного образования в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательной школе Республики Северная Осетия-Алания, Республики Татарстан, Чеченской Республики;
  • апробацию моделей поликультурного образования в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательной школе Республики Северная Осетия-Алания, Республики Татарстан, Чеченской Республики;
  • создание системы профессионального образования, предназначенной для подготовки педагогических кадров для поликультурной (полилингвальной) школы в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Чеченской Республике;
  • создание системы научно-методической поддержки поликультурного (полилингвального) образования в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Чеченской Республике;
  • создание системы информационного сопровождения поликультурного (полилингвального) образования в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Чеченской Республике;
  • апробацию и рекомендацию полилингвальных моделей, методик и образовательных технологий для системы поликультурного образования;
  • апробацию и рекомендацию психолого-педагогических технологий формирования российской идентичности в системе дошкольного и общего образования;
  • апробацию и рекомендацию технологий диагностики педагогических рисков поликультурной образовательной модели, включая разработку диагностического инструментария для проведения исследований в учреждениях дошкольного и общего образования;
  • апробацию, рекомендацию и издание методических рекомендаций по экспериментальной апробации методик и технологий поликультурного образования;
  • апробацию, рекомендацию и издание программных и учебно-методических материалов для подготовки и переподготовки педагогических работников по технологиям психолого-педагогического сопровождения реализации Концепции и Программы поликультурного образования;
  • апробацию, рекомендацию и издание программ подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для работы в системе поликультурного образования;
  • анализ состояния этнокультурного образования и перспектив его развития во всех субъектах Российской Федерации;
  • проведение для управленческих, научно-педагогических и педагогических кадров всех регионов Российской Федерации семинаров по проблемам и перспективам поликультурного образования;
  • подготовку экспериментальных моделей поликультурного образования в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательной школе всех регионов Российской Федерации;
  • апробацию моделей поликультурного образования в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательной школе всех регионов Российской Федерации.

Этап внедрения целостной системы поликультурного образования включает следующие мероприятия, планируемые с 2014 г.:

  1. поэтапное создание системы дошкольного и общего поликультурного (полилингвального) образования в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Чеченской Республике и других регионах Российской Федерации;
  2. экспертиза, рекомендация и издание программных и учебно-методических комплектов, разработанных для системы поликультурного (полилингвального) образования в Республике Северная Осетия-Алания, Республике Татарстан, Чеченской Республике и других регионах регионах Российской Федерации;
  3. создание системы профессионального образования, предназначенной для подготовки педагогических кадров для поликультурной (полилингвальной) школы в регионах Российской Федерации;
  4. создание системы научно-методической поддержки поликультурного (полилингвального) образования в регионах Российской Федерации;
  5. создание системы информационного сопровождения поликультурного (полилингвального) образования в регионах Российской Федерации.

Ресурсное обеспечение и контроль реализации Программы

Определены конкретные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета.
Координацию и контроль реализации Программы осуществляет Научно-методический совет по поликультурному образованию, в который входят представители федеральных и региональных органов управления образованием, учреждений науки и образования. Совет:

  • анализирует ход выполнения действий по реализации Программы, вносит предложения по их коррекции;
  • осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение реализации Программы;
  • координирует взаимодействие заинтересованных министерств и ведомств по развитию системы поликультурного образования;
  • не реже, чем ежегодно информирует Министерство образования и науки РФ о ходе реализации Программы.