Язык сайта

 

Язык сайта

 

Информация о сфере дополнительного образования детей в Чеченской Республике

На современном этапе развития Чеченской Республики и Российской Федерации в целом, актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в быстроменяющиеся общественные и экономические процессы. Всё острее встаёт задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков

Система дополнительного образования детей Чеченской Республики осуществляет свою деятельность по пяти основным направлениям: техническое; физкультурно-спортивное; художественно-эстетическое; туристско-краеведческое; эколого-биологическое.

Сегодня в Чеченской Республике функционируют 5 государственных и 60 муниципальных учреждений дополнительного образования детей, на базе которых работают 1494 объединений, и занимаются более 63 тысяч детей. Это составляет 39% от общего числа школьников республики.

Свою деятельность организации дополнительного образования Чеченской Республики строят на основе Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008.

Особенностью существующей сферы дополнительного образования детей является ее интеграционный, межведомственный характер. Программы дополнительного образования детей сегодня реализуются в организациях дополнительного образования, дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, то есть в школах, в профессиональных организациях, образовательных организациях высшего образования, охватывают различные сферы деятельности и интересов – образование, культуру, искусство, физическую культуру и спорт. В данных организациях реализуются дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы (п. 4 статья 12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Одним из показателей эффективности работы учреждений дополнительного образования является его информационная открытость. В соответствии со статьей 29 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные организации Чеченской Республики сформировали открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивающие доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». В августе 2013 года Министерством образования и науки Чеченской Республики ( далее- Министерство) открыт портал дополнительного образования Чеченской Республики (www.dod95.ru), где наши учреждения имеют возможность разместить информацию о своей деятельности.

Портал дополнительного образования детей представляет собой систему, в которой на одной технологической платформе размещены официальные сайты учреждений. Все учреждения дополнительного образования обеспечены доступом к сети Интернет.

Отличительной особенностью учреждений дополнительного образования детей Чеченской Республики является и то, что они проводят целенаправленную работу в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения на основе Единой Концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики, утвержденной Главой Чеченской Республики Р.А. Кадыровым.

Основным направлением развития дополнительного образования Чеченской Республики на период до 2018 года, обозначенным в Плане мероприятий («дорожная карта») является расширение потенциала системы дополнительного образования детей, что включает в себя:

  • разработку и реализацию программы развития дополнительного образования детей, включающей в себя мероприятия по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов;
  • совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей;
  • распространение успешных муниципальных моделей организации дополнительного образования детей;
  • создание условий для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей;
  • разработку и внедрение региональной системы оценки качества дополнительного образования детей;
  • создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению;
  • введение эффективного контракта в дополнительном образовании.

Воспитательный потенциал дополнительного образования детей в развитии социальной инициативы неисчерпаем. Педагоги дополнительного образования прикладывают должные усилия, чтобы учебно-воспитательный процесс был тесно связан с гражданским, патриотическим, физическим и духовно-нравственным воспитанием, вырабатывая у детей, подростков и молодежи нравственные ценности. О положительной тенденции развития системы дополнительного образования детей в республике свидетельствуют статистические факты ежегодного роста количества учреждений дополнительного образования и обучающихся в них детей.

Несмотря на имеющиеся проблемы, обучающиеся учреждений дополнительного образования, добиваются хороших результатов на различных мероприятиях, проводимых на республиканском, окружном и федеральном уровнях.

Перед дополнительным образованием детей Чеченской Республики в перспективе ставятся следующие задачи:

  • первое – повышение качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка при поэтапном решении задач, поставленных майскими Указами Президента России;
  • второе – обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семей и общества;
  • третье – развитие инфраструктуры дополнительного образования детей, в том числе за счет обеспечения его инвестиционной привлекательности;
  • четвертое – совершенствование нормативно-правовой базы с целью расширения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг дополнительного образования;
  • пятое – формирование эффективной межведомственной системы управления развития дополнительного образования;
  • шестое – создание условия для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.

Дополнительное образование выполняет функции социального лифта и представляет альтернативные возможности для реализации инициатив значительной части детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Глубоко осознавая всю важность и актуальность Концепции развития дополнительного образования детей, как и всех других вышеперечисленных нормативно-правовых документов, отделом воспитания, дополнительного образования и защиты прав детей Министерства проводится работа, направленная на их изучение и разработку методических рекомендаций для государственных и муниципальных образовательных организаций дополнительного образования детей. Этому способствуют и многочисленные семинары, которые проводятся как сотрудниками отдела, так и подведомственными республиканскими организациями. Иногда, эта работа носит опережающий характер, как в случае с работой по заключению эффективных контрактов, которые были заключены государственными учреждениями в опережающем режиме по сравнению с контрольными показателями «Дорожной карты».

В 2014 году отделом воспитания, дополнительного образования и защиты прав детей Министерства в целях оказания методической помощи государственным и муниципальным образовательным учреждениям в связи с введением эффективного контракта, предусмотренного Планом мероприятий («Дорожной картой») и Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012г. №2190-р разработаны методические рекомендации по оформлению трудовых отношений с работниками учреждений дополнительного образования Чеченской Республики, при введении эффективного контракта.

Выполняя майские Указы Президента РФ №599 и №761 в целях эффективного использования и распределения стимулирующих выплат в учреждениях дополнительного образования детей созданы и функционируют общественные Советы учреждения. В целях повышения заработной платы педагогам дополнительного образования разработаны положения об оплате труда, стимулирующих и компенсационных выплатах и материальной помощи педагогическим работникам. Разработаны и внедрены критерии оценки деятельности работников учреждений дополнительного образования детей.

В конце 2014 года в Министерстве прошла итоговая торжественная церемония награждения победителей и призеров республиканских конкурсов по воспитательной работе. Лучшие организации и педагогические работники получили дополнительный стимул для совершенствования своей педагогической работы и достижения высоких показателей в учебно-воспитательной деятельности.

Отрадно, что реализация вышеперечисленных проектов и программ действительно способствует решению задач по совершенствованию педагогического мастерства работников дополнительного образования детей и стимулированию образовательных организаций для активизации учебно-воспитательной работы. В перспективах 2015 года также ожидается принятие профессионального стандарта педагога дополнительного образования, проект которого уже обсуждается в педагогическом сообществе.

Последнее обновление 01.03.2019

    ПОДПИСКА

    на новые публикации

    Рассылка новостей и документов на
    электронную почту
    Количество подписчиков: 1 146