Язык сайта

 

Язык сайта

 

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Проект Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

Общее образование для всех и для каждого

Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами. Эти обстоятельства и определяют инвестиционный характер вложений в образование.

Сильная и известная на весь мир советская система образования была создана для решения проблем трансформации аграрного общества в индустриальное, должна была обеспечить массовое унифицированное образование людей как членов индустриального общества. Образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни. 

Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

В свою очередь, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений.

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.

От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны.

Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.

Каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?

В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ. Младшие школьники осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности. Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны.

Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы.

Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Естественно, такая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы.

Как следствие, организованная школьная действительность требует иной школьной инфраструктуры. Нужны будут новые по архитектуре и дизайну привлекательные школьные здания; современные столовые здорового питания; оснащенные новым оборудованием актовые и спортивные залы; медиацентры и библиотеки; комфортная школьная гигиена и организация медицинского обслуживания; грамотные учебники и интерактивные учебные пособия; высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития.

Современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества. Участие в работе школьных советов превратится из обузы в увлекательное и почетное занятие.

Приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, при этом школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха.

Сформулированные представления о школе будущего – не просто пожелания, но и насущная необходимость. Глобальные финансово-экономические трудности текущих лет указывают нам на значимость укрепления независимости отечественной экономики. Это обеспечивается, в первую очередь, не внутренней замкнутостью производственных отношений, а открытостью, способностью граждан и отечественных предприятий конкурировать на мировых рынках, осваивать все более новые и новые сферы деятельности. Для достижения таких результатов нам необходимо перенастроить систему образования на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу, обеспечивающих консолидацию российского общества ради решения новых амбициозных задач.

Ключевые направления развития общего образования

Положительный потенциал отечественной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой общего образования России, сложившееся разграничение полномочий в области управления образованием, определяют следующие пять основных направлений развития общего образования.

Обновление образовательных стандартов

Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения.

Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Результаты образования должны быть сформулированы отдельно для начальной, основной и старшей школы, учитывать специфику возрастного развития школьников. Достижение таких результатов в практике конкретных образовательных учреждений должно основываться на передовых достижениях отечественной психолого-педагогической науки.

Требования к структуре образовательных программ предполагают установление соотношения частей образовательных программ, в том числе соотношение обязательной части школьной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Это также означает, что образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся.

Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

Требования к условиям реализации образовательных программ должны описывать все кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия, без которых нельзя будет достичь необходимых образовательных результатов и решать задачу сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников. При формировании требований к материально-техническим условиям следует отказаться от предельно детального описания характеристик учебного оборудования.

Учитывая, что образовательные технологии и средства обучения постоянно обновляются, следует установить такие требования к условиям, которые бы обеспечивали опережающее развитие современной образовательной инфраструктуры.

Данные требования должны стать стимулом для производителей, муниципалитетов и субъектов Российской Федерации в деле создания наиболее качественных условий получения образования, включая вопросы оснащения школ, привлечения к работе талантливых педагогов, внедрения эффективных методов финансирования образовательных услуг. Так, в ближайшие два года предстоит завершить переход к нормативному подушевому финансированию во всех субъектах Российской Федерации.

Постепенное внедрение образовательных стандартов в начальной школе должно начаться уже с 1 сентября 2009 года. К внедрению таких стандартов в первую очередь должны привлекаться учителя и школы – участники приоритетного национального проекта «Образование».

Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи – системы оценки качества образования. Здесь также предстоит развивать оценку качества при переходе с одной школьной ступени на другую; вводить инновационные механизмы добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений, включая системы оценивания силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций; России продолжать участвовать в международных сопоставительных исследованиях качества образования; создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах, субъектах Российской Федерации.

Система поддержки талантливых детей

Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Необходимо будет создать как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.

В рамках первого направления следует продолжить развивать сеть образовательных учреждений круглосуточного пребывания, в особенности для поддержки одаренных школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России, учет ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности. Для таких детей будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшийся потенциал одаренности.

В рамках второго направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио) при приеме в вузы. Указанные направления работы найдут отражение в финансово-экономических механизмах, в том числе в рамках методик нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда преподавателей.

Широкое распространение должна получить деятельность заочных и очно-заочных школ для старших школьников, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильного обучения по самым различным направлениям. Это также должно быть подкреплено созданием стимулов для издания и распространения современной учебной литературы, распространением электронных образовательных ресурсов, развитием дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, созданием цифровых хранилищ лучших российских музеев, научных архивов и библиотек. Такая работа должна осуществляться как на основе отечественных разработок, так и посредством локализации лучших образовательных ресурсов со всего мира.

Развитие учительского потенциала

Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием, любящих и умеющих работать с детьми.

В последние годы сложилась система моральной поддержки отечественного учительства. Помимо традиционных конкурсов педагогов («Учитель года», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям» и др.) сложился масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Такая практика нуждается в развитии и дополнении на уровне субъектов Российской Федерации.

К стимулам качественного учительского труда следует отнести и механизм внедрения новых систем оплаты труда педагогов. Соответствующую практику, реализуемую в 34 регионах в рамках комплексных проектов модернизации образования, следует в целом признать успешной. Итог очевиден – зарплата может и должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием школьных советов. С учетом необходимости дальнейшего увеличения фондов оплаты труда, выделения в них базовой и стимулирующей частей, соответствующая работа по введению новых систем оплаты труда должна быть завершена во всех субъектах Российской Федерации в течение ближайших трех лет.

Эффективные способы работы лучших учителей должны находить распространение в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Это означает, что как педагогическая практика будущих учителей – сегодняшних студентов педагогических вузов, так и стажировки уже работающих педагогов должны проходить на базе образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы и имеющих положительные результаты. Такое «обучение действием» должно войти в традицию при подготовке и профессиональном совершенствовании учителей. Образовательные программы переподготовки и повышения квалификации учителей должны строиться по модульному принципу, гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, в свою очередь обусловленных образовательными потребностями учащихся. В ходе реализации таких программ должны использоваться современные информационные технологии. Здесь также предстоит обновить механизмы финансирования образовательных услуг. 

Средства на повышение квалификации должны предоставляться коллективам школ на принципах подушевого финансирования с предоставлением возможности выбора ими как программ, так и учреждений повышения квалификации. Тем самым образовательные программы повышения квалификации смогут реализовываться не только на базе институтов повышения квалификации, но и на базе педагогических и классических университетов, других образовательных организаций, оказывающих качественные услуги непрерывного образования.

Учитывая возрастающую необходимость координации различных подходов, управленческих и финансово-экономических механизмов профессионального совершенствования учителей, вопрос организации повышения квалификации и переподготовки работников образования должен стать предметом совместного ведения регионов и федерального центра.

В соответствии с изменениями школьной практики должны произойти изменения и в системе педагогического образования. Здесь также возрастет роль психолого-педагогической подготовки студентов, реализации инновационных программ бакалавриата и магистратуры, использования современных, в том числе информационных образовательных технологий.

Отдельная задача - привлечение в школу учителей, имеющих базовое непедагогическое образование. Прохождение ими психолого-педагогической подготовки, освоение новых образовательных технологий позволит раскрыться перед детьми не только в роли людей, имеющих богатый профессиональный опыт, но и постепенно освоить азы педагогического труда, научиться слышать и понимать детей, адекватно выбирать приемы и методы педагогической работы. Работа таких педагогов должна быть обеспечена также консультационной поддержкой вузов и институтов повышения квалификации. 

Еще одним стимулом качественного педагогического труда должна стать новая аттестация педагогических и управленческих кадров. Как и в системе профессионального образования, в системе общего образования аттестация должна предполагать периодическое подтверждение квалификации педагога и её соответствие современным и перспективным задачам, стоящим перед школой. В связи с этим должны быть принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Центральное место в них должны занимать профессиональные педагогические компетентности, являющиеся основой для обновления процедур аттестации педагогических кадров. При этом для учителей, желающих ранее установленных аттестационных сроков подтвердить высокий уровень квалификации, не должно быть никаких бюрократических препятствий. Это также касается творческих молодых начинающих работать учителей, профессиональному развитию которых должно быть уделено особое внимание. Особое значение приобретет и аттестация управленческих кадров, чья деятельность в большей степени должна быть связана с решением сложных задач организации школьного хозяйства, обеспечением всего комплекса качественных условий реализации образовательных программ.

Педагоги, завершающие педагогическую деятельность в связи с выходом на пенсию, должны иметь возможность получить достойное пенсионное обеспечение. Следует всячески поддерживать и развивать надежные негосударственные пенсионные системы обеспечения учителей. Кроме того, лучшие педагоги после выхода на пенсию могут быть привлечены к работе в качестве воспитателей, организаторов самостоятельной и внеклассной работы, консультантов для молодых учителей и учащихся.

Эти и другие направления работы по совершенствованию потенциала отечественного учительства и повышению престижа профессии учителя должны лечь в основу плана мероприятий по проведению в 2010 году в России Года учителя.

Современная школьная инфраструктура

Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.

Это означает, что помимо описания в образовательных стандартах современных условий реализации образовательных программ, должны быть обновлены и другие документы, регламентирующие образовательную деятельность. В том числе предстоит существенным образом обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учащихся и требования к обеспечению школьной безопасности. Так, при проектировании школьных зданий предстоит усовершенствовать отопительные системы, предусмотреть наличие душевых комнат в раздевалках при спортзалах, индивидуальных шкафов, систем обеспечения питьевой водой и прочее. Для сельских школ в особенности предстоит отработать эффективные механизмы организации подвоза учащихся, включая совершенствование транспортных средств, повышение их безопасности. В каждом образовательном учреждении должна быть создана адаптивная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Ряд функций по работе школьной инфраструктуры может быть осуществлен на высоком уровне посредством конкурсного отбора малых предприятий, качественно обслуживающих сразу несколько образовательных учреждений. Это касается в первую очередь организации школьного питания, коммунального обслуживания, проведения ремонтных и строительных работ. В рамках последних следует обращать внимание как на неукоснительное обеспечение безопасности школьных зданий, так и на внедрение современных дизайнерских решений, обеспечивающих комфортную школьную среду, подходов и технологий в сферу школьного питания.

Вместе с тем развитие школьной инфраструктуры должно быть связано с расширением самостоятельности образовательных учреждений, где уже обеспечивается высокий уровень организации школьного хозяйства. Такие школы должны получить возможность беспрепятственно переходить в новые организационно-правовые формы деятельности образовательных учреждений.

К перечню мер по обеспечению современной школьной инфраструктуры следует отнести и развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочих. Так, взаимодействие с музеями позволяет не только расширить рамки изучения школьных дисциплин, обогатить содержание учебных предметов, но и создает ориентиры для совершенствования учреждений культуры, стимулирует их к организации интерактивных выставок, эксплуаториумов, диалоговых экскурсий и прочих.

Здоровье школьников

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.

Как уже отмечалось, при установлении требований к условиям реализации образовательных программ большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников.

Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учебе. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий – все это также позитивно сказывается на здоровье школьников. Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

Инструменты и механизмы обновления школьного образования

Приоритетный национальный проект «Образование» остается одним из ключевых механизмов развития общего образования. В ближайшие годы в рамках национального проекта в системе общего образования предстоит:

  • продолжить практику поддержки лучших учителей и талантливой молодежи;
  • развивать инструменты финансирования воспитательной деятельности, механизмы подушевого финансирования и новой системы оплаты труда;
  • поддерживать практику использования современных информационных образовательных технологий в образовательных учреждениях;
  • стимулировать усилия и поддерживать инициативы регионов по развитию систем дошкольного образования, обеспечивающих равные стартовые условия прихода детей в школу;
  • обеспечить доступ к получению общего образования детям-инвалидам;
  • разработать новые физкультурно-оздоровительные технологии и методику адаптивной физкультуры, основанные на индивидуализации параметров физических нагрузок и способствующие восстановлению нарушенного здоровья и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
  • продолжить работу по обновлению современной школьной инфраструктуры, как решая частные задачи, например, совершенствования организации школьного питания, так и обеспечивая комплексное обновление условий реализации образовательных программ.

В соответствии с п. 2 с. 1 Закона Российской Федерации «Об образовании» «организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования». В 2010 году завершается пятилетний этап реализации указанной программы. Исходя из этого, к 2011 году следует завершить отработку всех пилотных моделей развития системы общего образования. В каждом субъекте Российской Федерации должны быть сформированы элементы целостной стратегии обновления системы общего образования. В следующий пятилетний этап реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы указанные модели должны получить распространение в практике каждого муниципалитета. Ключевые параметры инициативы «Наша новая школа» должны быть полностью выполнены.

В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования, текущей деятельности федеральных органов управления образованием, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципалитетов предстоит разработать и внедрить:

В направлении обновления образовательных стандартов:
  • новые требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ;
  • систему оценки качества образования, включая оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения на другую, добровольные механизмы оценки качества для разных групп образовательных учреждений, участие России в международных сопоставительных исследованиях качества образования, сопоставление качества образования в различных муниципалитетах, субъектах Российской Федерации.
В направлении поддержки талантливых детей:
  • практику деятельности специализированных учреждений для одаренных ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста;
  • обновленную практику деятельности летних (сезонных) профильных школ для самореализации и саморазвития учащихся;
  • расширенную систему олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников;
  • модели дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся;
  • систему обеспечения и консультационно-методической поддержки профильного обучения, реализуемого в том числе посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
В направлении развития учительского потенциала:
  • практику привлечения в школы учителей, имеющих базовое непедагогическое образование;
  • новые технологии организации и финансирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая развитие служб консультационно-методического сопровождения и сертификации квалификаций с координацией их деятельности на федеральном уровне;
  • модели использования современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
  • практику сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей учителей, направленную на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку;
  • новую модель аттестации педагогических и руководящих кадров системы общего образования, предполагающую обязательное периодическое подтверждение уровня квалификации.
В направлении развития школьной инфраструктуры:
  • модельные методики нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда;
  • практику деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями;
  • модели деятельности школ ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников;
  • модели деятельности автономных учреждений общего образования.
В направлении обеспечения здоровья школьников:
  • новые технологии и методики здоровье сберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;
  • рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся.

В рамках межведомственного взаимодействия в ближайшее время также предстоит обновить действующие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, относящиеся к системе общего образования; механизмы и регламенты отслеживания и поддержки здоровья школьников; требования по обеспечению безопасности образовательных учреждений; строительные нормы и правила; типовые проекты школьных зданий, адекватные современным требованиям к организации образовательной среды; практики организации обслуживания школьного хозяйства, организации подвоза школьников к месту учебы; механизмы взаимодействия учреждений образования, культуры и спорта.

Основные направления работы в рамках инициативы «Наша новая школа» также найдут отражение в ходе подготовки интегрированного законодательного акта – новой редакции Закона Российской Федерации «Об образовании».