язык сайта


 

Работа в отчетном году министерством образования и науки ЧР проводилась в соответствии с утвержденным планом работы на 2010 год и задачами, поставленными Главой и Правительством ЧР в области образования.

 

  В республике функционирует:

 

Наименование учреждения

Кол-во

учреждений

Численность детей,учащихся, студентов

Число педагогических работников

1

Детские дошкольные учреждения

149

19129

1880

2

Общеобразовательные школы (дневные и вечерние)

454

218424

14547

3

Специальные школы-интернаты

5

704

179

4

Учреждения дополнительного образования

108

89455

2288

5

Учреждения начального профессионального образования

15

9263

1153

6

Учреждения среднего профессионального образования

8

11133

441

7

Учреждения высшего профессионального образования

4

32931

1719

8

Чеченский институт повышения квалификации работников образования

1

 

96

9

Чеченский институт проблем образования

1

 

31

10

Учебно-производственные комбинаты

6

5022

150

 

По ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы» восстановлено 5 школ на 2135 мест, построены 10 школ на 3202 мест.

В целях обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности обучающихся и работников образовательных учреждений Чеченской Республики министерством образования и науки Чеченской Республики выполнены следующие мероприятия:

 - проведена обработка огнезащитными растворами деревянных конструкций во всех образовательных учреждениях республики;

 - все объекты образования обеспечены нормативным количеством первичных средств пожаротушения;

- во всех образовательных учреждениях установлены системы видеонаблюдения и противопожарное оборудование;

- в школах-интернатах с круглосуточным пребыванием детей установлены «тревожные кнопки» с выводом на центральный пульт ГУ ОГПН МЧС РФ по ЧР;

- с целью пропаганды правил пожарной безопасности в образовательных учреждениях оформлены уголки пожарной безопасности, ежегодно проводятся смотры-конкурсы детских рисунков, викторины, конкурсы рефератов и сочинений по противопожарной тематике;

-  сформированы добровольные пожарные дружины, дружины юных пожарных, звенья «Юный спасатель».

 Серьезным испытанием стало для министерства  проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х, 11-х, (12-х) классов общеобразовательных школ Чеченской Республики, т.к. в 11-х (12-х) классах она проводилась в форме ЕГЭ и государственного выпускного экзамена.

 Начиная с января 2009 года, была организована работа по формированию государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), предметных комиссий, базы данных выпускников, нормативно-правовому и техническому обеспечению ЕГЭ.

 В 2010 году  проведена государственная (итоговая) аттестация  выпускников 9-х, 11-х, (12-х) классов общеобразовательных учреждений Чеченской Республики в форме ЕГЭ и государственного выпускного экзамена в 11(12-х) классах, а в 9- классах - ГИА по русскому языку.

 С учетом количества участников (11 769 человек) было организовано 55 пунктов проведения экзаменов (ППЭ) в 15-ти районах республики. Для обеспечения прозрачности процедуры проведения экзамена, соблюдения порядка и объективности во всех ППЭ были установлены камеры видеонаблюдения в аудиториях и коридорах. Подготовлено 55 руководителей ППЭ, 55 помощников руководителей ППЭ, 1500 организаторов ЕГЭ. Специалистами министерства для них проведено более 15 семинаров.

 В целях информационного сопровождения ЕГЭ проведено 20 радио и телепередач, 1 республиканское собрание родителей, написаны статьи в газетах и журналах, каждый выпускник получил методическое пособие по ЕГЭ.

 Для обеспечения контроля за проведением ЕГЭ в качестве уполномоченных ГЭК было привлечено 123 человек из ВУЗов, ССУЗов, комитета Правительства ЧР по делам молодежи, общественной организации «Молодежный Парламент ЧР», 10 – представителей общественных организаций, в том числе и Общественной палаты ЧР, заявлены как общественные наблюдатели.

С апреля по август 2010 года осуществлялся мониторинг учебных планов  образовательных учреждений на 2010/2011 учебный год.

Особое внимание  при этом  было обращено на сохранение в учебных планах учебных предметов, отражающих языковые, культурно – исторические, этнографические,  социально – экономические, экологические  особенности развития Чеченской Республики

Профильная подготовка в общеобразовательных учреждениях республики осуществляется в  71 школе. Однако все без исключения учреждения ограничились лишь элективными курсами, т. е.  в свои учебные планы никто не внес все три составляю­щих школьного компонента: элективные курсы, учебные проекты, прак­тики и исследовательскую деятельность.  Наибольшее количество элективных курсов введено по таким предметам как математика и русский язык. Это связано в первую очередь с тем, что  экзамены по этим предметам в новой форме являются обязательными, а процент качества знаний по ним остается низким.

  У учащихся  некоторых школ республики практически отсутствует возможность выбора элективных кур­сов. Лишь в 33% школ создали реальные возможности для выбора элективных курсов.  Часы школьного компонента добавлены в основном на базовые учебные предметы в расширенном объеме.

 В ходе анализа функционирования классов профильной и предпрофильной подготовки выявлена недостаточная готовность школ к внедрению в учебный процесс на старшей ступени исследовательской деятельности, учеб­ных проектов, практик. Все это свидетельствует о недостаточно эффективном использовании возможностей компонента образовательного учреждения. Недостаточное разви­тие компонента образовательного учреждения обусловлено его слабым учебно-методическим обеспечением и невысоким уровнем готовности учителей к преподаванию элективных курсов, организации проектной и  исследовательской деятельности учащихся.

 В ходе мониторинга организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Чеченской Республики выяснилось, что организация профильного обучения повлияла на развитие детей по многим показателям, а именно:  уровень знаний по профильным предметам повысился, развитие способностей, необходимых для освоения выбранного учеником профиля повысилось, профессиональная ориентация повысилась, развитие способности мыслить самостоятельно и творчески повысилось, однако организация профильного обучения не повлияла на степень усвоения норм поведения,  на способность ориентироваться в жизни и на стремление к здоровому образу жизни.

Во многом  организация качественного образовательного процесса  определялась кадровым потенциалом образовательных учреждений республики.

В общеобразовательных учреждениях республики работает 16036   педагогических работника. Из общей численности работников женщин - 13177 чел. (82,2 %); 10341 педагог (64,5%) с высшим образовани­ем, 

По сравнению с 2008-2009 учебным годом произошло уменьшение численности педагогов на 52 человека.

 Количество педагогических работников пенсионного возраста выросло в сравнении с 2009 годом на 101 человек. 

 На 01.09.2010 г. в общеобразовательных учреждениях   было 738 вакансий. Это в основном  учителя  математики, иностранных языков, информатики, физики, химии, русского языка и литературы. Благодаря участию Чеченской Республики в федеральном проекте «привлечение лучших выпускников вузов для работы в школах» удалось закрыть 46 вакансий. При этом необходимо отметить, что Министерством образования и науки Российской Федерации было выделено нашей республике 47 и одна из них осталась незаполненной.

Вопрос подготовки педагогических кадров и их закрепление в учреждениях образования остается для нашей республики наиболее актуальным.

Согласно п.12 ст.51 Закона ЧР «Об образовании в Чеченской Республике», молодым спе­циалистам, выбравшим для работы отдаленные районы республики положена выплата подъемных в размере 22тыс.рублей. Но, к сожалению, пока мало кто этим  воспользовался.

 За отчетный период 33 человека награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации»;

- 851 человек – почетной грамотой Министерства образования и науки Чеченской Республики;

- медалью за заслуги перед Чеченской Республикой» - 12 человек;

- присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Чеченской Республики» - 102-м педагогическим работникам

  Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей и подростков, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде.

Всеми видами школьного питания охвачено только 30 тыс. обучающихся  из почти 213000. Отделом были подготовлены письма в адрес различных инстанций с просьбой оказать содействие в решении данного вопроса, но пока он остается на прежнем уровне.

В статусе экспериментальной площадки работают ГОУ « Президентский лицей» и ГОУ «Гимназия №12». С 1.09.2010г. данные учреждения, несмотря на объективные трудности, работают в режиме школы полного дня.

 В республике сложилась определенная система работы с одарёнными детьми. За  отчетный период в школьном, муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников приняли участие более 15 тыс. учащихся из 15 муниципальных районов и городских округов республики. На базе ГОУ «Президентский лицей» функционирует физико- математическая школа. К сожалению, этого явно недостаточно для выявления и дальнейшего сопровождения творчески одаренных детей. 

Педагогические работники и учащиеся общеобразовательных учреждений республики принимали активное участие в региональных и всероссийских конкурсах, в некоторых из них выступили достойно.

Общеобразовательные учреждения республики в 2010 году приняли активное участие в реализации приоритетного национального проекта «Образование», регионального комплексного проекта модернизации образования.

В результате этого они приобрели значительный опыт участия в данном мероприятии, получили возможность поделиться своим опытом, получить независимую оценку своей деятельности.

 Для укрепления учебно-материальной базы учреждений образования

поставлены в образовательные учреждения республики предметные кабинеты, художественная литература, учебники чеченского языка и литературы, компьютеры, ученическая мебель.

 В рамках федерального проекта «Привлечение лучших выпускников ВУЗов для работы в общеобразовательных школах» 47 человек трудоустроено в общеобразовательных учреждениях республики. Им будет оказана государственная поддержка из федерального бюджета в размере 500 тысяч рублей.

За отчетный период проделана огромная работа по лицензированию и аккредитации образовательных учреждений Чеченской Республики. Получили лицензии 417 общеобразовательных школ, 107 учреждений дополнительного образования, 139 учреждений дошкольного образования. Выданы также лицензии 17 учреждениям Министерства культуры ЧР. Начата и ведется работа по аккредитации образовательных учреждений.

В целях реализации статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании», а также во исполнение задач, определенных Положением о министерстве образования и науки Чеченской Республики, утвержденного Постановлением Правительства Чеченской Республики от 27.07.2009 г. № 137, а также руководствуясь Постановлением Правительства Чеченской Республики от 13.03.2009 г. № 76-р, Постановлением Правительства Чеченской Республики от 04.08.2009 г. № 325-р, Административным регламентом осуществления государственной функции по осуществлению надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и контроля его качества, утвержденного приказом министра образования и науки Чеченской Республики от 30.10.2009 г. № 797-п. по соблюдению законодательства Российской Федерации в области образования проведено плановых проверок – 71; внеплановых – 9; из них: выездных – 66; камеральных – 5; выдано предписаний – 63; проверкой охвачены следующие города и районы республики: Урус-Мартановский – 9, Гудермесский – 11; Грозненский – 9; г. Грозный – 9; Веденский – 6; г. Аргун – 2; Шелковской – 5; Итум-Калинский – 5; Шаройский – 3; Ачхой-Мартановский – 4.

С 22 по 24 августа 2010 года в гимназии № 1 г. Грозный проведен республиканский обучающий семинар для руководителей образовательных учреждений «Нормативно-правовое регулирование системы образования в условиях реализации федерального государственного стандарта второго поколения».

Министерством подготовлено 13 проектов нормативных правовых актов:

- постановления Правительства Чеченской Республики «О проведении Года учителя в Чеченской Республике в 2010 г.»;

- постановления Правительства Чеченской Республики «О предоставлении в 2010 г. субвенций из бюджета городских округов и муниципальных районов ЧР на выплату пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения в семью»;

- постановления Правительства Чеченской Республики «О предоставлении в 2010 г. субвенций из бюджета городских округов и муниципальных районов ЧР на содержание детей, в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждения причитающееся приемному родителю»;

- распоряжения Правительства Чеченской Республики «О передаче в собственность Чеченской Республики учебных заведений начального профессионального образования»;

- распоряжения Правительства Чеченской Республики «Об утверждении Перечня учреждений и предприятий, подведомственных министерству образования и науки Чеченской Республики»;

- распоряжения Правительства Чеченской Республики «Об утверждении плана модернизации общего образования в Чеченской Республике на 2011-2015 гг.»;

- постановление Правительства Чеченской Республики «Об организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования и учебных пунктах Чеченской Республики в 2010 г.»;

- постановления Правительства Чеченской Республики «О порядке и условиях предоставления в 2010 г. субсидии из бюджета Чеченской Республики городских округов и муниципальных районов Чеченской Республики на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования»

- закона «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Чеченской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству»;

- закона «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности»;

- постановления Правительства Чеченской Республики «О проекте закона Чеченской Республики «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности»;

- постановления Правительства Чеченской Республики «О внесении изменений в Положение о министерстве образования и науки Чеченской Республики»;

- распоряжения Правительства Чеченской Республики «О наделении министерства образования и науки Чеченской Республики переданными полномочиями Российской Федерации по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях».

Проведено юридических экспертиз – 86, в том числе: составлена примерная форма трудового договора с молодым специалистом, уставы ГОУ «Гимназия №12», ГОУ «Президентский лицей», Республиканской хозяйственно-эксплуатационной конторы, внесены изменения в Устав ГОУ «Республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №2» и Устав ГОУ «Президентский лицей», разработана и утверждена новая редакция Устава ГОУ СПО «Гудермесский педагогический колледж», разработана типовая форма договора с учредителем ГОУ «Гимназия №12».

Принято участие в:

- Верховном суде Чеченской Республики – 3

- Арбитражном суде Чеченской Республики – 2

- судах общей юрисдикции – 17.

Министерство образования и науки Чеченской Республики на инициативной основе, рассмотрев вопрос о внедрении комплексных проектов модернизации образования, планомерно работает над его реализацией. 44 пилотные общеобразовательные школы Чеченской Республики участвовали в качестве эксперимента в реализации данного проекта, в том числе и новых систем оплаты труда. 

Дальнейшая реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Чеченской Республике предусматривает осуществление в 2010 году следующих мероприятий:

 

Наименование мероприятий проекта

Плановое значение на 2010 г. для субъекта РФ

Значение на отчетную дату

Федеральный бюджет

Республиканский бюджет

План на 2010 г.

Факт. за отчетный период

% от плана

План на 2010 г.

Факт. за отчетный период

% от плана

млн. руб.

млн. руб.

 

млн. руб.

млн. руб.

 

I Направление "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования"

1.2.Поддержка талантливой молодежи

17 чел.

0

0,510

0

0

0,510

0

0

1.3.Поощрение лучших учителей

20 чел.

20 чел.

4

4

0

4

4

0

II Направление "Повышение уровня воспитательной работы в школах"

Выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения классным руководителям

9902 чел.

10024 чел.

190,562

93,397

49%

169,194

 108,489

64,1%

III Направление "Внедрение современных образовательных технологий"

3.1.Развитие технической основы современных информационных образовательных технологий, включая подключение к сети Интернет (с оплатой трафика)

 

419 ОУ

428 ОУ

0

0

0

39,090

 19,5

49,9%

IV Направление «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»

Организация дистанционного образования детей-инвалидов

 245

 0

  59,590

 0

 0

 52,370

 6,211

11,9%

Всего:

 

 

254,662

97,397

36,7

265,164

138,200

43,4












 

Плановый объем финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» в Чеченской Республике на 2010 год, составляет 519,826 млн. рублей, в том числе:

- из федерального бюджета в размере 254,662 млн. руб.,

- из республиканского бюджета в объеме 265,164 млн. руб.

На отчётную дату освоено 235,597 млн. рублей, в том числе:

- из средств республиканского бюджета 138,200 млн. руб. 

Продолжается работа по целевой подготовке педагогических кадров для школ республики в высших и средних учебных заведениях.

Реализуется программа содействия в трудоустройстве выпускников на предприятиях, организациях республики и других регионов и совершенствование профориентационной работы с выпускниками 9-х и 11-х классов. В учреждениях профобразования Чеченской Республики созданы и функционируют службы содействия трудоустройству выпускников.

Динамика трудоустройства выпускников:

 

 

2009 год

2010 год

Всего

Всего

ВПО

СПО

НПО

Всего

ВПО

СПО

НПО

Намерены продолжить учёбу

1116

62

259

795

1531

169

279

1083

Подлежат призыву в армию

150

0

25

125

721

0

45

676

Трудоустроены

5459

877

940

3642

3063

580

492

1991

Не определились с трудоустройством

3720

1379

652

1689

3934

1329

670

1935

Планируют уйти в отпуск по уходу за ребенком

0

0

0

0

42

0

10

32
















 

В 2010 году в рамках реализации дополнительного мероприятия «Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы» в рамках региональных программ министерством труда, занятости и социального развития направлено на стажировку 400 выпускников, в том числе по уровням образования: НПО- 150чел. СПО- 133 чел. ВПО- 137 чел. Кроме того из числа выпускников 46 человек получили субсидии на открытие собственного дела.

К сожалению, руководители предприятий уделяют вопросам подготовки кадров недостаточное внимание. Несмотря на то, что некоторые из них только стали осознавать важную роль высокой квалификации рабочих кадров, – ситуация остается критической. Проблема заключается в том, что производство сегодня развивается под влиянием сиюминутных потребностей. Это приводит к тому, что руководители предприятий все еще ориентированы на поиск готовых специалистов, несмотря на недостаток в рабочих кадрах, и не сотрудничают с образовательными учреждениями. Государство же нуждается в формировании нового сознания руководителей предприятий в отношении молодых специалистов. Спрос на молодого рабочего высокой категории в немалой степени поможет решить важную очередную проблему - отношение самой молодежи к вопросу выбора профессии. Опрос молодых людей, в том числе выпускников школ свидетельствует о низкой мотивации молодых людей к труду. Значительная часть молодежи предпочитает иметь простую, легкую, оставляющую много свободного времени, но высокооплачиваемую работу.
Одним из самых важных направлений работы по профилактике молодежной безработицы, по привлечению их на производство, является профориентационная работа.

С 2009 года министерством образования и науки совместно с министерством труда, занятости и социального развития реализуется комплекс мероприятий по организации профориентационной работы с молодежью. Согласно плана работы проводятся ярмарки вакансии, круглые столы, работают выездные агитбригады профучреждений, дни «Открытых дверей». В каждом учебном заведении созданы центры содействия трудоустройству выпускников. Подготовка рабочих кадров требует серьезной работы по совершенствованию содержания образования, управления образовательным процессом, реструктуризации сети и структуры подготовки рабочих кадров и специалистов, материально – техническому переоснащению образовательных учреждений начального профессионального образования республики и связано с преодолением серьезных нерешенных проблем:

- по-прежнему низок престиж рабочих профессий и практически отсутствует их пропаганда в средствах массовой информации;

- участие предприятий в подготовке и переподготовке рабочих кадров требует более серьезного и ответственного отношения;

- сохраняется значительное отставание развития материально-технической базы профессиональных училищ от требований государственных образовательных стандартов и стремительно развивающихся производственных и информационных технологий.

Разработан перечень предложений по укреплению материальной базы образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Чеченской Республики участвующих в подготовке специалистов для компаний, реализующих инвестиционные проекты в Северо-Кавказском федеральном округе.

В целях реализации Постановления Правительства Чеченской Республики от 31.12.2009 года №247 «О комплексной программе допризывной подготовки молодёжи ЧР на 2010-2014 гг.»: 

  - 28.10.2010 года на базе Республиканского военного комиссариата проведено семинарское занятие с руководителями и преподавателями предмета ОБЖ образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по вопросу подготовки допризывной молодёжи к военной службе и улучшения качества занятий по ОБЖ;

 - В образовательных учреждениях начального профессионального образования созданы военно-патриотические клубы «Рамзан»;

  - 30 сентября 2010 года проведены спортивные военизированные соревнования среди учащихся начального профессионального образования Чеченской Республики;

  - Ежеквартально организовываются встречи учащихся с представителями духовенства республики по вопросу духовно-нравственного воспитания молодёжи;  

 - На радио «Свободный микрофон» вместе с представителем Республиканского военного комиссариата проведена передача по патриотическому воспитанию молодёжи. Цикл передач будет продолжена;

 - С 10.11.2010 года в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования совместно с представителями военного комиссариата проводится курс лекций по теме: «Организация воинского учёта и призыва граждан на военную службу». 

В 2010 году для проведения Республиканских олимпиад профессионального мастерства, были определены 5 рабочих профессий, по которым ведётся наиболее массовая подготовка специалистов. Задачами олимпиады рабочих профессий является определение уровня теоретической и практической подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования и соответствия его требованиям Государственных образовательных стандартов по профессиям, совершенствование профессиональных умений и навыков обучающихся, внедрение в образовательный процесс прогрессивных технологий, рациональных приемов и методов труда, современных педагогических технологий и выявление талантливых и творческих личностей среди обучающихся и организация их участия во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства. Республиканские олимпиады прошли на хорошем организационном и информационном уровне.

Анализ олимпиад позволяет сделать следующие выводы:

 - ежегодно повышается качество подготовки специалистов в училищах;

 - продолжить работу с мастерами п./о в плане повышения их квалификации. 

Особым показателем плодотворной деятельности учреждений профобразования являются итоги участия победителей республиканских конкурсов и олимпиад на Всероссийских конкурсах. 

 В целях выявления творческих способностей молодежи ежегодно проводится республиканский фестиваль художественного творчества учащихся учреждений Н и СПО под названием «Я вхожу в мир искусств».

Победители олимпиад и фестиваля по направлению «Талантливая молодежь» реализуемого в рамках Национального проекта «Образование» получили Президентскую премию. Это учащиеся ПУ№№ 2, 9, 17, 26, 29. Неоднократно в г. Анапу выезжали группы учащихся учреждений начального профессионального образования, где принимали активное участие в играх КВН. В этом году команда ПУ№26 «ПРОФИ» заняла третье место.

В целях выявления и поддержки творчески работающих мастеров производственного обучения и преподавателей учреждений СПО, повышения престижа педагогического труда, распространения опыта лучших работников в текущем году впервые за последние 20 лет организован и проведены первый Республиканский конкурс мастеров производственного обучения «Мастер года - 2010» и «Преподаватель года - 2010» среди учреждений СПО. Все участники конкурса показали высокое профессиональное мастерство. 

Лауреатами и призерами конкурса стали мастера производственного обучения ПУ№6, ПУ№17. Мастер производственного обучения ПУ№9 Муридова Альбина Кедиевна заняла 1-е место. Ей присуждено звание «Мастер года -2010».

Лучшим среди преподавателей учреждений СПО принявших участие в конкурсе признана преподаватель спец. дисциплин Серноводского аграрного колледжа Мадагова Н. Она стала абсолютным победителем конкурса «Преподаватель года -2010».

 Традиционными стали проводимые конкурсы детского творчества «Созвездие», мероприятия ко дню Памяти, Международный Женский день, День  чеченского  языка,  День  Победы,  День  Матери,  День  Семьи, День

защиты детей, конкурс «Горянка».

За отчетный период проведено более 50 республиканских мероприятий, в которых приняли участие более 5 тысяч детей, в том числе:

 - республиканская Спартакиада «Призывник» совместно с Военным Комиссариатом ЧР, комитетом Правительства ЧР по делам молодежи;

  - смотр–конкурс военно-патриотических клубов и объединений, посвященный 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов по номинациям: «Лучший военно-патриотический клуб по организации патриотического воспитания» и «Лучшее образовательное учреждение по организации патриотического воспитания»;

 - турниры по вольной и греко-римской борьбе, футболу, боксу, тхэквандо, посвященные Памяти Первого Президента ЧР, Героя России А.А.Кадырова;

 - детский фестиваль творчества «Созвездие»; 

  -спортивно-оздоровительный фестиваль школьников «Президентские состязания»;

 -  проведена Спартакиада на Кубок Всемирного Банка, Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) на Северном Кавказе и Министерства образования и науки Чеченской Республики «Спорт - Дружба - Толерантность», в которой участвовали  делегации (юноши и девушки в возрасте от 16 до 19 лет) Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарии и Чеченской Республики;

 Конкурс «Воспитать человека» 

 Учащиеся детско-юношеских спортивных школ республики участвовали в различных соревнованиях (ЮФО, первенство России, Всероссийские и международные соревнования) по футболу, вольной борьбе, греко-римской борьбе, самбо, дзюдо, тяжелой атлетике, боксу, тхэквандо. Занято 280 призовых мест.  

 В 2010 году ДЮСШ Чеченской Республики подготовлено:

- массовых разрядников -12 500 чел.;

- I-ый спортивный разряд- 1356 чел.;

- кандидаты в мастера спорта России – 557 чел.;

- мастера спорта России – 70 чел.;

- МСМК – 2 чел.

 Во исполнение постановления Правительства Чеченской Республики от 09.12.2009г. № 232 «Об обеспечении отдыха и оздоровления детей Чеченской Республики в 2010 году» учреждениями образования республики проводилась организационная работа по отправке учащихся на отдых в детские оздоровительные лагеря Кабардино-Балкарии («Долинск», «Голубые озера», «им. Калмыкова», «Джайлык», «Грушевая роща», «Кавказ»); Ставропольского края («им. Анджиевского») и Краснодарского края («Лазурный берег», «Бирюза», «Прометей», «Каравай», «Магадан»).

Графики выездов согласовывались Минтрудом ЧР с нашим министерством. Всего с марта по декабрь 2010г. на отдых и оздоровление по плану должны выехать около 30 тысяч детей ЧР в возрасте от 6 до 15 лет включительно.

Министерством образования и науки ЧР было внесено предложение об открытии пришкольных лагерей дневного пребывания детей с двухразовым питанием в день. Представленные районными и городскими отделами образования общеобразовательные учреждения имели условия для организации досуга детей: благоустроенные территории со спортивными площадками, помещения для проведения занятий кружков по интересам и спортивных секций, библиотеки, медицинские кабинеты, столовые для организации питания. Министерством труда, занятости и социального развития ЧР не были выделены финансовые средства на питание детей в пришкольных лагерях. В период летних каникул были созданы ученические ремонтные бригады из числа старшеклассников для подготовки школ к новому учебному году. Всего трудовой занятостью было охвачено 2879 чел.

Для организации отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья (слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с задержкой психического развития) министерство труда, занятости социального развития ЧР выделило санаторий «им. Калмыкова», куда выехали 591 человек. Были выделены путевки на побережье Черного моря для детей сотрудников министерства образования и науки ЧР: 96 человек (85 детей и 11 сопровождающих педагогов) 24 июля 2010 г. отдыхали в г. Сочи (п. Лоо, ДОЛ «Магадан»).

На эти выезды назначались начальники смен из числа самых опытных педагогов, проводился инструктаж с выезжающими воспитателями.  

 В целях первичной профилактики наркомании среди учащихся были подготовлены и распространены в учреждениях образования компакт-диски с фильмами «Мать Героина» и «Антидоза». Работа рабочей группы по первичной профилактике наркомании проводилась в соответствии с программой семинарских занятий.

С целью регулирования вопросов защиты прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным Законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»  разработан проект закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Чеченской Республике».

В текущем году в семьи граждан устроены 4060 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них:

под опеку (попечительство) - 3900,

в приемную семью - 18,

усыновлены  -142.

В целях развития и укрепления материально-технической базы учреждений образования Чеченской Республики закуплено:

Учебники на – 50 128 000 руб.

Медикаменты и медицинское оборудование на – 3 048 000 руб.

Ученическая мебель на – 19 784 000 руб.

Учебные кабинеты на – 99 823 000 руб.

Столовое оборудование на – 40 955 000 руб.

Мебель на – 93 169 000 руб.

Строительный материал на – 124 994 000 руб.

Также в 2010 году подготовлены и выпущены следующие печатные издания:

- брошюра «Учитель года – 2010»,

- брошюра «Образование и наука Чеченской Республики»,

- брошюра «Нравственное воспитание детей в чеченских семьях»,

- брошюра «Опыт работы профессиональных училищ и лицеев по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»,

- брошюра «Профилактика наркомании».

Наиболее значимыми в экономическом и социальном плане из указанных в отчете мероприятий являются:

1. Строительство новых школ:

- с. Старая-Сунжа на 480 мест;

- с.Толстой-Юрт на 640 мест;

- с. Бачи-Юрт на 600 мест;

- Беной-Ведено на 480 мест;

- Гимназия №8 в с. Беной на 480 мест.

 Получено дополнительно около 300 рабочих мест.

 2.За отчетный период 33 человека награждены нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации;

- 851человек - почетной грамотой Министерства образования и науки Чеченской Республики;

- медалью за заслуги перед Чеченской Республикой - 12 человек;

- присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Чеченской Республики -102 педагогическим работникам.

 3.Проделана огромная работа по лицензированию и аккредитации образовательных учреждений Чеченской Республики. Получили лицензии 417 общеобразовательных школ, 107 учреждений дополнительного образования, 139 учреждений дошкольного образования. Также выданы лицензии 17 учреждениям Министерства культуры ЧР. Начата и ведется работа по аккредитации образовательных учреждений.

 4.В текущем году в семьи граждан устроены 4060 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них:

 Под опеку (попечительство) - 3900,

 В приемную семью - 18,

 Усыновлены - 142.

 

 

 

Проблемные вопросы

 

1. Оплата труда работников бюджетной сферы всегда являлась первоочередной задачей для органов власти всех уровней. С этой целью министерством образования и науки Чеченской Республики в 44 общеобразовательных школах республики  был осуществлен эксперимент по  переходу  от ЕТС к новой системе оплаты труда, направленной на повышение стимулирования работников к оказанию качественных услуг в образовании.

Для обеспечения полной реализации новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях Чеченской Республики в 2010 году на оплату труда с начислениями необходимо 1 309,4 млн. рублей.

2. В соответствии со статьей 47 Закона Чеченской Республики «Об образовании в Чеченской Республике» и постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 г. № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5. 2409-08» для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед).

Всего на обеспечение питанием обучающихся общеобразовательных учреждений необходимо 4 815, 2 млн. рублей.

 Мероприятия по организации школьного питания в соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации и местных органов власти. 

 3. В соответствии с Законом «Об образовании в Чеченской Республике» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики, пользуются  льготами на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

 В бюджете Чеченской Республики расходы на обеспечение льгот по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам предусмотрены в сумме 81,2 млн. рублей, из расчета расходов на 1 педагогического работника, без учета распространения указанных льгот на членов их семей.

 Всего на эти цели необходимо 465,4 млн. рублей. Таким образом, дополнительно на обеспечение льгот по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам бюджету Чеченской Республики на 2010 год, необходимо   384,2 млн. рублей.

4. Учебная литература методически устарела и пришла в негодность. Остро ощущается нехватка учебной литературы регионального и федерального компонентов. Обеспеченность учебной литературой федерального компонента составляет только 3%, регионального 85%, из которых более 60 % требуют нового издания и обновления содержания.

В большинстве своем семьи в Чеченской Республике многодетные и родители не в состоянии обеспечить всех детей полным комплектом учебников.

Для комплектования фонда библиотек общеобразовательных учреждений учебниками для бесплатного пользования учащимися из малообеспеченных семей, инвалидов, детей - сирот необходимо 84,2 млн. рублей. На издание  учебной литературы регионального компонента необходимо 140,0 млн. рублей.  Всего  на учебную литературу необходимо 224,2  млн. рублей. 

Для пополнения библиотечного фонда школьных библиотек республики программно-художественной литературой федерального и регионального компонентов необходимо 130,0 млн. рублей.

  5. Во исполнение приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" для реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями с 1 сентября 2010 года необходимо 16,6 млн. рублей.

 Всего на реализацию указанных мероприятий необходимо 6879,6 млн. рублей.

 6. На укрепление материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования ЧР в соответствии с Перечнем поручений Президента РФ от 31.10.2010 года необходимы денежные средства в сумме 580 млн.рублей.

 Кроме того, для участия в приоритетном национальном проекте «Образование» по поддержке региональных программ развития профобразования необходимы денежные средства на софинансирование в объеме 15 млн.рублей.

 7. Отсутствие средств в бюджете Чеченской Республики на софинансирование участия начального и среднего профессионального образования в мероприятиях ПНП «Образование».

 8. Нехватка компьютерной техники в школах – всего в общеобразовательных учреждениях Чеченской Республики насчитываются 4552 компьютера, что составляет в среднем 1 компьютер на 47 учащихся. Министерство образования и науки Чеченской Республики считает своей стратегической задачей в решении данного вопроса выйти на уровень 1 компьютер на 7 учащихся. Согласно заявок муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, для удовлетворения потребности общеобразовательных учреждений в компьютерной технике необходимо дополнительно 5136 компьютеров. Для решения данной задачи необходимо выделить денежные средства в объеме 95 000 000 (девяносто пять миллионов) рублей.

 9. Острая нехватка в школах республики современного учебно-лабораторного оборудования для проведения практических занятий по химии, физике и биологии, в связи с чем, по данным предметам не выполняется практическая часть учебного процесса. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» за период с 2006 по 2008 гг. в общеобразовательные учреждения республики поставлено 447 комплектов учебно-предметных кабинетов, которые удовлетворяли потребность в них лишь на 22 %. Согласно заявкам муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, потребность в учебно-предметных кабинетах составляет 2450 комплектов.

 10. Нехватка школьных автобусов для подвоза учащихся сельских школ, потребность в которых составляет 120 единиц.

 Необходимо рассмотреть вопрос о возобновлении поставок в централизованном порядке школьных автобусов, а также компьютерного, учебного и учебно-лабораторного оборудования для общеобразовательных учреждений Чеченской Республики, как за счёт средств федерального бюджета, так и средств софинансирования.

 11. Одним из проблемных вопросов, в части обеспечения доступа к сети Интернет общеобразовательных учреждений, является отсутствие в республике развитой телекоммуникационной инфраструктуры (66 % образовательных учреждений, подключены к сети Интернет по спутниковым каналам связи), вследствие чего расходы на оплату трафика данных учреждений увеличиваются в три раза, значительно снижается качество предоставляемых услуг.

 12. Из-за отсутствия средств в бюджете Чеченской Республики, не реализовано следующее направление ПНПО: «Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы».

 В Чеченской Республике функционирует 23 учреждения начального и среднего профессионального образования, в которых обучается 19800 учащихся.

 Одним из обязательных условий участия в конкурсе учреждений начального и среднего профессионального образования является софинансирование (из бюджета ЧР, средств работодателей, внебюджетных средств образовательного учреждения, участвующего в конкурсе) не менее 100% от запрашиваемого объема государственной поддержки.

 Однако, из-за отсутствия средств в бюджете республики, необходимых для осуществления софинансирования, учреждения начального и среднего профессионального образования ЧР не могут участвовать в конкурсе.

 Для предоставления возможности учреждениям начального и среднего профессионального образования участвовать в конкурсе, необходимо выделить денежные средства на софинансирование в общем объеме от 10 до 15 млн. руб.

 13. Рассмотрение вопроса об учреждении республиканского Фонда поддержки научных работников, в том числе молодых ученых Чеченской Республики.

Все вышеуказанные проблемы требуют вложения значительных денежных средств и не могут быть решены собственными силами министерства. По некоторым из этих проблем, несколько ряда лет, министерство обращается в соответствующие инстанции: подготовлены законопроекты, решения, постановления, но до настоящего времени эти проблемы остаются не решенными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.Л.И. Хасуева

Подписка на новые публикации

Рассылка новостей и документов на электронную почту

Количество подписчиков: 18386

Порталы государственных услуг