Язык сайта

 

Язык сайта

 

Интервью министра образования и науки Исмаила Баутдиновича Байханова «Учительской газете»

16 мар 2018 года
2273 просмотров

1. Исмаил Баутдинович, расскажите, пожалуйста, как устроена система образования Чеченской Республики?

Система образования Чеченской Республики устроена как и любая другая система образования российских регионов - есть свои плюсы и минусы. Могу сказать, что она активно развивается, реформируется и уже прочно вписалась в единое образовательное пространство Российской Федерации.

За прошедшие 17 лет она преодолела три этапа:

  • 2000-2008 годы - этап восстановления и строительства образовательных учреждений. Начало ему было положено с момента подписания первым Президентом Чеченской Республики, Героем России А.А. Кадыровым указа о деятельности Министерства образования и науки Чеченской Республики.
  • 2009-2013 годы - этап формирования материально-технической базы и модернизации системы образования.
  • И, наконец, третий этап, начавшийся с 2014 года – приоритетность вопросов повышения качества образования и создания условий для реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

А последние 3 года для образовательной системы Чеченской Республики еще примечательны и масштабным строительством новых школ. За этот период построено 48 новых школ, в 29 школах и 37 спортивных залах проведен капитальный ремонт, в 65 общеобразовательных организациях оборудованы спортивные площадки. Только с начала 2018 года нами открыто 3 новые школы. Глава Чеченской Республики, Герой России Рамзан Ахматович Кадыров уделяет развитию образования особое внимание. Он сделал образование приоритетной сферой, понимая, что от его развития зависит благополучие чеченского народа и процветание региона. Глава республики достойно продолжает дело своего отца, Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова, чьи слова «Учитель создает нацию!» стали лозунгом и руководством к действию для каждого работника системы образования.

В Чеченской Республике сегодня функционируют 478 школ, из них 92 работают в одну смену, 348 - в две смены, 38 – в три смены. Сфера профессионального образования представлена 4 вузами и 24 колледжами и техникумами.

2. Каковы запросы населения в плане получения образования? Кем хотят стать современные дети и куда предпочитают поступать?

К сожалению, в республике пока еще наблюдается дисбаланс между спросом и предложением услуг профессионального образования, что приводит к росту числа «незанятых» молодых людей: студенты с «престижными» корочками юристов, управленцев, экономистов и т.д. чаще остаются без работы и вынуждены трудоустраиваться не по специальности. В связи с чем Министерство образования и науки Чеченской Республики расширило услуги профессионального образования путем увеличения контрольных цифр приема, что позволило на новый 2017 - 2018 учебный год привлечь большее количество выпускников школ в профессиональные образовательные организации.

Более того, системно проводится работа с родителями по профориентации школьников и с самими выпускниками. Она строится на приоритете получения образования по техническим специальностям и высоких шансов трудоустройства в дальнейшем с учетом специфики развития региона. Такие меры помогают увеличить численность молодых людей, выбирающих среднее специальное образование и повысить престиж рабочих профессий.

Нам сегодня нужны учителя, врачи, специалисты в области сельского хозяйства, строительства и ЖКХ, пищевой промышленности, сварщики, слесари, техники и другие специалисты. Внедряются механизмы по подготовке специалистов для создаваемого туристического кластера.

Если говорить о количестве и качестве профессиональных образовательных учреждений, то у нас в 24 государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждения обучаются 32 854 студента, 15 из них являются двухуровневыми многопрофильными организациями, в которых реализуются интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования. Подготовка кадров осуществляется по 57 направлениям, из них 25 - программы подготовки рабочих кадров (служащих), 32 - программы подготовки специалистов среднего звена.

3. Каков он – современный чеченский школьник, студент?

Я бы сказал, что он такой же, как и школьник или студент из любого другого региона страны.
В последнее время, когда речь заходит о молодежной политике и нравственном, патриотическом воспитании подрастающего поколения, все чаще на федеральном уровне озвучивается опыт Чеченской Республики. Глава Чеченской Республики, Герой России Рамзан Ахматович Кадыров выстроил работу с молодежью таким образом, чтобы противодействовать распространению экстремизма, наркомании, алкоголизма и др. асоциальных явлений через духовно-нравственное воспитание на основе традиций и обычаев чеченского народа. Во всех образовательных организация реализуется Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития, в школах введены должности организаторов по духовно-нравственному воспитанию, десятки общественных, детских, молодежных, общественных организаций занимаются информационно-разъяснительной работой.

4. Существует ли кадровая проблема в системе образования? Как Вы выходите из положения?

Дефицит высококвалифицированных кадров – одна из наиболее серьезных проблем системы образования Чеченской Республики, также негативно влияющая и на учебного процесса в школе. Она обусловлена низкой квалификацией некоторой части учительского корпуса, устаревшими учебными программами и методиками обучения. Для выхода из этой ситуации мы одними из первых в стране разработали республиканскую систему учительского роста, реализацией которой уже второй год занимается Центр оценки качества образования.

Также целях обеспечения потребностей в квалифицированных кадрах, учреждена стипендия для студентов, направляемых на обучение в вузы, находящиеся за пределами Чеченской Республики, по направлениям подготовки педагогических кадров. Каждый год мы имеем возможность направлять на обучение за пределы республики 60 молодых людей с ежемесячной стипендией в размере 12000 рублей.

Рост квалификации учительского корпуса - важнейший фактор повышения качества образования. Министерством образования и науки Чеченской Республики и Чеченским институтом повышения квалификации работников образования поддерживается тенденция на привлечение к работе с учителями ведущих российских экспертов в области образования.

В течение прошлого года нашими гостями становились члены Федеральной комиссии разработчиков КИМ, авторы учебников, учебных пособий и методик по подготовке к ГИА, преподаватели РУДН, Приволжского и Северо-Кавказского федеральных университетов, Ростовского института повышения квалификации работников образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и т.д.

Огромное значение имеет методическая помощь, которую оказывают учителям крупнейшие российские издательства. В течение года они провели для чеченских учителей десятки лекций по повышению уровня профессиональной компетенции.

Также в марте 2017 г. Президент Русской школьной библиотечной ассоциации Татьяна Дмитриевна Жукова провела семинар для школьных библиотекарей республики «Библиотека - зона опережающего развития школы».

В рамках реализации Концепции развития математического образования в РФ разработана Программа повышения качества математического образования и профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательных организациях Чеченской Республики на 2016-2020 годы. Реализация данной программы будет способствовать решению проблемы острой потребности экономики Чеченской Республики в квалифицированных инженерных, медицинских, естественнонаучных кадрах.

5. В стране в целом и в системе образования в частности проводится огромная работа в плане “цифровизации” экономики и образования. Расскажите, пожалуйста, как новые технологии помогают вашим руководителям, учащимся и преподавателям.

Внедрение современных форм и методик обучения является неотъемлемой частью непрерывного развития системы образования. В Чеченской Республике этому вопросу уделяется особое внимание. Благодаря чему у нас уже есть ощутимые результаты.

Например, открытие в прошлом году детского технопарка «Кванториум» дало мощный импульс информатизации всей системы образования, внедрению современных информационных технологий.

Детский технопарк «Кванториум» работает по таким перспективным направлениям, как: «АэроКвантум» (изучение, разработка и пилотирование беспилотных авиационных систем), «РобоКвантум» (разработка и программирование систем автоматизации и робототехники), «ГеоКвантум» (изучение технологий в сфере геоинформатики, геодезии, спутниковой навигации и дистанционного зондирования земли), «ИТ-Квантум» (разработка программного обеспечения под различные платформы и изучение технологий в сфере интернета вещей), «ЭнерджиКвантум» (изучение альтернативных источников энергии и их применение в различных сферах). Также на базе Кванториума функционирует «ХайТек-цех» с высокотехнологичным оборудованием для прототипирования и цифрового производства.

Отрадно отметить, что в ушедшем году команда обучающихся детского технопарка «Кванториум» заняла первое место на Всероссийском робототехническом фестивале «РОБОФЕСТ-2017».

Месяцем ранее, еще одна команда наших школьников одержала победу в Первенстве СКФО по робототехнике.

Школьники из Чеченской Республики также представили свои проекты на одном из самых масштабных конкурсов изобретений «Донская сборка – 2017». Благодаря разработке в сфере робототехники и программирования на престижном конкурсе изобретений III место занял Альтемиров Абубакар Русланбекович, ученик 9 "а" класса СОШ №25 г. Грозного.

В текущем году тысячный детский кружок зарегистрирован на региональном портале дополнительного образования www.dod95.ru, на котором родители и обучающиеся информируются о работе и местонахождении творческих объединений.

6. 2018-й год указом президента России объявлен Годом добровольчества (волонтёрства). Как у Вас в регионе развивается это направления деятельности молодёжи?

Мы уделяем огромное внимание дополнительному образованию. Созданы и активно работают региональные отделения детско-юношеского военно-патриотического движения «ЮнАрмия» и Российского движения школьников. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является важнейшим компонентом социального заказа в системе образования Чеченской Республики. Оно играет ключевую роль не только в образовательном процессе, но и служит залогом стабильности в республике и фактором ее устойчивого развития. Несомненно, первичные ценности личности закладываются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит во время обучения в школе. Там же закладывается и интерес ребенка к волонтерскому движению.

Образовательным организациям необходимо привлекать в добровольчество креативных и мыслящих людей. Для этого нужно продолжать воспитывать соответствующее отношение к волонтёрской деятельности, открывать образовательные центры подготовки волонтёров, разрабатывать и применять грамотную информационную политику.

В Чеченской Республике большинство волонтеров помогают детям, старикам, инвалидам. Волонтёры также занимаются уборкой мусора и озеленением в своих населённых пунктах, сбором средств на благотворительность, оказывают бесплатную медицинскую или юридическую помощь, помогают животным.

Мы рассчитываем на то, что высокая динамика развития региональной системы образования позволит в обозримом будущем выйти на ведущие позиции в стране! Все предпосылки для этого руководством Чеченской Республики и педагогическим сообществом созданы!