Язык сайта

 

Язык сайта

 

О чем говорят звезды

25 сен 2019 года
164 просмотров

Красота и романтика – так двумя словами можно охарактеризовать предмет, который преподает учитель астрономии гимназии №34 г.Орла, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России-2019» Сергей Николаевич Шаров.
Отметим, что астрономия была в забвении долгие 25 лет. В 1993 году ее исключили из базового курса, поэтому велась она лишь в некоторых школах и на факультативах. И только в 2017-2018 учебном году ее вновь вернули в учебную программу.
– Астрономия – одна из самых прекрасных и увлекательных наук, – говорит претендент на большого Хрустального пеликана. – Она рассматривает фундаментальные понятия – пространство, время, массу. А если мы не знаем базовых вещей – мы вообще ничего не знаем о мире, в котором живём.
На своем первом конкурсном испытании «Урок» Сергей Шаров рассказал десятиклассникам Математической школы №1 им. Х.И.Ибрагимова о времени. На вопрос, почему он выбрал именно эту тему, учитель астрономии отвечает, что в ней он может показать всю универсальность астрономии и конвергенцию в образовании.
– Время – фундаментальное научное понятие. Мы сталкиваемся с ним практически на всех учебных дисциплинах в школе, но именно на астрономии можно подобраться к его точному и всестороннему его определению. Потому что астрономия, собственно, и занималась, а также была призвана для того, чтобы люди измеряли точное время: сутки, месяцы, годы, – говорит Сергей Шаров.
По словам учеников, урок прошел как «один чудный миг», а тема была очень яркой и интересной. «Машина времени – миф или реальность?» – на этот вопрос в течение урока попытался ответить конкурсант вместе с учениками. «Мы можем путешествовать во времени и знаем, как это делать, но у нас пока не хватает технологий. Астрономия – это огромный потенциал для развития обучающихся. Я надеюсь, что сегодня у меня получилось зажечь в ребятах ту искорку любви к этому предмету, которая в дальнейшем перерастет в большой пожар, – сказал Сергей Шаров.
Сам педагог всегда тяготел к точным наукам и целенаправленно поступил на физмат. Главное в его педагогической деятельности – творческий подход к организации и проведению уроков, а также стремление к совершенствованию форм и методов обучения.
– Дети на мой урок приходят с удовольствием, им нравится изучать звезды, созвездия, далекие мерцающие галактики, нравится наблюдать, созерцать. Но астрономия – это все-таки в первую очередь точная физико-математическая наука, не обделенная сложнейшими вычислениями, законами и формулами, на занятиях нужно ко всему прочему применять свои математические, физические знания и навыки, – рассказывает Сергей Николаевич. – Я работаю в гимназии, которой руководит замечательный директор, и благодаря ему в школе есть два телескопа. На занятиях астрономии наблюдение – это, наверное, самый традиционный и самый интересный метод. Так как я учитель двух предметов – информатики и астрономии – здесь у меня получается синтез. Я часто использую практические работы на своих уроках, учу детей конструировать и строить модели именно на компьютере. Во внеурочной деятельности мы используем телескопы, изучаем карты звездного неба, в том числе и подвижные, а также занимаемся практическими наблюдениями в школьном саду нашей гимназии, – рассказывает он.
Вечером со своими учениками педагог проводит внеурочные занятия и отмечает, что, несмотря на очень яркую уличную подсветку, основные тела на небесной сфере все-таки можно найти: основные созвездия, яркие галактики, планеты, которые меняются в течение всего года.
Отметим, что Сергей Шаров является победителем областного конкурса на соискание премии им. А.П. Киселева за работу «Реализация межпредметных связей математики и астрономии». Его ученики активно участвуют в научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня.