Смещение акцентов от проверки формальных показателей к проверке качества подготовки студентов, от наказания за нарушения к их профилактике, дифференциация механизмов контроля в зависимости от уровней образования, риск-ориентированный подход при проведении проверок, усиление роли профессионального сообщества и работодателей в оценке работы вузов - основные принципы, которые должны лечь в основу новой модели регламентации образовательной деятельности, рассказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов на всероссийском совещании с ректорами вузов «Совершенствование государственной регламентации образовательной деятельности».
Новая модель должна прийти на смену действующей системе с 2021 года в рамках так называемой «регуляторной гильотины».
«По действующему законодательству, мы проверяем программы на соответствие стандартам. Мы проверяем «бумагу». И очевидно, что это не настолько эффективно, чтобы понять, какое действительно качество подготовки обучающихся в том или ином вузе», – сказал Сергей Кравцов.
По его словам, такая система контроля сыграла свою роль и позволила очистить образовательный рынок от вузов, занимавшихся профанацией образования и торговлей дипломами. «За шесть лет практически все вузы прошли через эти проверки. Дальше нужно что-то менять. Мы должны уйти от выездных документарных проверок и перейти к проверке знаний, проверке качества образования», – заявил руководитель Рособрнадзора.
По словам Сергея Кравцова, нужно изменить практику запретов приема, приостановки и лишения вузов госаккредитации, так как от подобных мер страдают студенты. «Мы должны уйти от воздействия на образовательную организацию в целом и перейти на точечное воздействие на лиц, допустивших ту или иную ситуацию», – заявил он.
Глава Рособрнадзора рассказал, что рассматривается возможность отказа от процедуры госаккредитации и перенос части аккредитационных требований в систему лицензирования вузов.
Также, по его словам, необходимы разные подходы к проверкам и оценке вузов, школ, детских садов, организаций СПО, так как у них разные задачи. «Нужно определить подходы с учетом специфики разных уровней образования», – заявил Сергей Кравцов.
«Уверен, что реализация этих подходов позволит вывести нашу систему образования на новый уровень, но делать это мы должны совместно», – обратился Сергей Кравцов к ректорам.
Ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий призвал к осторожности при реализации планируемых преобразований и их всестороннему обсуждению с профессиональным сообществом. «Нужны эволюционные изменения, надо все глубоко обдумать и прийти к консенсусу», – сказал он.
Виктор Садовничий предложил создать Национальный совет по совершенствованию аккредитации и регламентации образовательной деятельности. Он подчеркнул, что при совершенствовании процедуры не должно быть нарушено единство образовательного пространства, а новая модель должна учитывать особенности разных вузов.
Директор Департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономразвития России Надежда Машкова рассказала о базовых принципах, заложенных в проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
«Рособрнадзор сделал большой шаг, чтобы сделать эти подходы понятными и разделяемыми. То, что вы предлагаете сейчас как формы реагирования на возможные риски, мы полностью поддерживаем», – заявила она.
Участники совещания обсудили различные аспекты регламентации деятельности вузов, организаций СПО и допобразования. Встречи в подобном формате было предложено сделать регулярными.