23 сентября с испытания «Урок» стартовал первый очный тур юбилейного Всероссийского конкурса «Учитель года России -2019». Участники разделены на группы в зависимости от преподаваемого предмета и площадки прохождения испытания – ГБОУ «Гимназия №14» и ГБОУ «Математическая школа №1 им. Х.И. Ибрагимова».
Первый день конкурса ярко продемонстрировал, что учителя легко могут переключиться с праздничного настроя на боевой. В коридорах математической школы можно было видеть, как весьма сосредоточенные конкурсанты, готовые продемонстрировать свои педагогические компетенции, заметно нервничают, но не намерены отступать.
В ходе испытания конкурсант должен показать профессиональные компетенции в области проектирования, организации, проведения, самоанализа урока и проявить творческий потенциал.
«БОЛЬШУЮ РАЗНИЦУ МЕЖДУ УРОКОМ НА ВСЮ СТРАНУ И ПРОСТЫМ ОТКРЫТЫМ УРОКОМ Я НЕ ПОЧУВСТВОВАЛА»
Для демонстрации своих навыков и умений каждый учитель руководствовался своим стилем: кто-то использовал компьютерные технологии, кто-то маркер и бумагу, кто-то сценический костюм, а кому-то привычней было обратиться к настольным играм. Но, конечно, главным критерием для оценки было слово. Причем некоторые из них касались не только педагогической позиции конкурсанта, но и личного опыта, переживаний и умения преодолеть стресс. Например, для учителя геометрии из Рязанской области Екатерины Бибичевой главным в преодолении стресса было установить контакт с детьми, чтобы работа вошла в привычное русло.
«В принципе, уроком я довольна. Однако мне сложно быть объективной, потому что я видела недостатки, недочеты. Но дети работали замечательно, мне удалось их заинтересовать. Они с удовольствием отвечали на вопросы, высказывали свои предположения. Конечно, таких открытых уроков на всю страну я не давала, но, как оказалось, это не так уж и страшно. Большую разницу между уроком в онлайн-режиме на всю страну и просто в стенах родной школы я не почувствовала. Как только началось общение с детьми, я сразу забыла про жюри и всё пошло по плану», – делится впечатлениями Екатерина Сергеевна.
В своей работе Екатерина Сергеевна старается использовать больше наглядных материалов и творческих приемов. По словам конкурсантки, такой метод дает школьникам возможность лучше усвоить новые знания и сблизиться с учителем.
«Учитель, который, помимо уроков, занимается творчеством, использует его в повседневной работе, легче сможет увлечь ребенка своим предметом. Таким образом, ученик видит учителя с другой неожиданной стороны, когда он читает стихи, играет на каком-либо инструменте и т.д. Так преподаватель становится интересней как личность, и, соответственно, учащиеся лучше усваивают материал», – говорит Екатерина Бибичева.
«БУДЕШЬ САМОЙ ЛЮБИМОЙ, ДОРОГОЙ И ТЕПЛО ПРИНЯТОЙ ГОСТЬЕЙ»
Немного иного мнения учитель английского языка из Краснодарского края Галина Мирная. По её словам, стиль преподавания во многом зависит от самого класса и возрастной группы школьников. Там, где дети охотнее общаются, но при этом не создают в классе хаос, можно использовать демократичный стиль общения. Там, где имеются проблемы с поведением или успеваемостью, нужно быть жестче, держать детей в определенных рамках, вводить более строгие правила, а также использовать методы поощрения и штрафов.
«Со старшеклассниками я придерживаюсь демократического стиля общения, потому что здесь коммуникация на более высоком уровне. С удовольствием слушаю мнения, которыми ученики охотно делятся, вступаю с ними в оживленную дискуссию. Это позволяет лучше запомнить пройденный материал», – считает Галина Александровна.
Несмотря на то что открытый урок педагога из Краснодарского края проходил далеко не со старшеклассниками, а с новоиспеченными пятиклассниками, ребята активно включились в работу и поддерживали беседу.
«Дети были просто потрясающие: отзывчивые, умные, активные. Мы общались на равных. Я задавала им вопрос, а они сразу же отвечали. Вот это и есть самое замечательное в работе учителя: отдавать и моментально видеть ответную реакцию», - восторженно отмечает конкурсантка.
Галина Александрова также поделилась своими впечатлениями о чеченском гостеприимстве.
«Когда я сюда собиралась, все мне говорили: «Ты будешь самой любимой, самой дорогой, самой тепло принятой гостьей». Так и получилось. Куда бы мы ни пошли, где бы ни оказались, везде нас принимают с восторгом, любовью, заботой и вниманием. Это невероятно!» – улыбаясь говорит участница конкурса.
«ШКОЛЬНИКИ РАБОТАЮТ В MICROSOFT И ЗАРАБАТЫВАЮТ БОЛЬШЕ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ»
Свою работу на конкурсном уроке преподаватель математики и информатики из г.Белогорска Милица Щипун оценивает положительно, но сетует на то, что ей немного не хватило времени.
«Нервозности не было. Все были спокойны, включая детей, которые активно включились в процесс и сразу давали ответы, даже когда они были не так очевидны. Уроком очень довольна. Единственное, что огорчило, я не вписалась в регламент. Не хватило каких-то 5 минут», - подытожила первый конкурсный день Милица Вадимовна.
Усвоение школьного материала зависит от атмосферы, царящей в классе, и личности самого педагога. Немаловажный фактор, способствующий глубокому изучению того или иного предмета, заключается и в творчестве. По мнению Милицы Щипун, творчество с легкостью можно внедрить в точные науки.
«Для своих учеников я в первую очередь друг. У нас с ними небольшая разница в возрасте. Мой педагогический стаж всего 3 года, поэтому с детьми не могу быть авторитарной. У нас есть схожие интересы, мы говорим на одном языке – это способствует укреплению доверительных отношений и усвоению предмета.
Помимо классной работы, занимаюсь развитием инженерного мышления у детей – программированием и 3D моделированием. В ходе этой деятельности мы общаемся, сближаемся, и не только в рамках школьных предметов».
По мнению педагога, развитие инженерного мышления позволяет не только расширить кругозор, но и получить профессию и работу еще на школьной скамье.
«У нас есть ученики 10-11-х классов, которые принимали участие в соревнованиях по информатике. Они уже давно работают в Microsoft, где пишут программные коды и зарабатывают больше своих родителей. Поэтому важно увлечь ребенка, показать ему перспективы, которые его ждут, и обозначить правильную цель», – отметила преподаватель информатики и математики.