20 ноября в Москве на площадке V Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) «Абилимпикс» состоялось заседание Совета по вопросам образования лиц с ОВЗ и инвалидов под председательством Министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой. В заседании приняли участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгина, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке О.Н. Смолин.
Открывая заседание, Министр подчеркнула, что ранняя профориентация детей и обновление предметной области «Технология» – одни из важнейших вопросов в сфере образования россиян с ОВЗ и инвалидностью.
– Наша главная задача на всех этапах развития, становления ребёнка как личности – сопровождать его профориентационно, чтобы иметь эффективный результат на выходе из школы. Что касается «Технологии», каждый день появляются новые профессии, другие уходят в историю. Получив документ об образовании, ребёнок должен обладать навыками, необходимыми для продолжения обучения или успешного трудоустройства, – сказала она.
О.Ю. Васильева добавила, что финансовая поддержка коррекционных школ должна быть в первую очередь направлена на обновление мастерских для реализации различных профилей предметной области «Технология».
Выступая с докладом, Т.Ю. Синюгина отметила, что «одна из главных задач, которые мы ставим перед коллегами, участвующими в реализации нацпроекта – это сделать процесс профориентации, получения образования и трудоустройства наших детей непрерывным, качественным и результативным».
По словам заместителя Министра, кроме обновления материально-технической базы, для этого также необходимо повышение квалификации, переподготовка учителей трудового обучения.
– Мы уже начали работу по повышению квалификации педагогов. Более 700 человек приняли участие в наших совещаниях, вебинарах и иных мероприятиях, – информировала она.
Т.Ю. Синюгина также сообщила, что с 2016 года в 82 регионах страны в системе СПО появилось 111 базовых профессиональных образовательных организаций, которые обеспечивают поддержку системы инклюзивного образования. По её словам, на сегодняшний день для студентов с ОВЗ и инвалидностью доступны 69 % учреждений СПО, увеличилось количество программ, по которым они могут обучаться.
Участники заседания обсудили вопросы повышения качества трудового и профессионально-трудового обучения школьников с ОВЗ, проблему низкого уровня трудоустройства людей с инвалидностью и возможные пути её решения, в том числе на законодательном уровне.
Результаты мониторинга программ обучения детей с интеллектуальными нарушениями предметной области «Технология» в 868 образовательных организациях Российской Федерации представлены исполняющим обязанности директора Института коррекционной педагогики Российской академии образования Т.А. Соловьевой.
Об успешном опыте организации профессионального обучения граждан с ОВЗ и инвалидностью рассказали директор Мультицентра социальной и трудовой интеграции Ленинградской области И.Г. Дрозденко и ректор Московского государственного гуманитарно-экономического университета В.Д. Байрамов.