Победитель конкурса «Учитель года России-2018» Алихан Динаев в своем докладе «Управление качеством образования на уроке: из опыта учителя» обозначил 5 принципов, реализация которых обеспечивает высокое качество образования.
Даже в самый сложный период, когда нет никаких условий, именно учитель - Учитель с большой буквы - способен обеспечить результат, мотивировать детей, привить им любовь к знаниям и дать то самое искомое качество образования, о котором мы с вами сегодня и говорим. Но верно и обратное. Даже самые замечательные планы, вложенные миллионы или миллиарды и колоссальные управленческие усилия могут превратиться в ничто из-за нежелания, непонимания или некомпетентности учителя.
1. Рефлексия. Учителям на уроках необходимо уделять особенное внимание рефлексии. И это не просто вопросы вроде «что ты сегодня узнал, что тебе сегодня понравилось». Это должны быть более глубокие вопросы.
2. Новый дифференцированный подход. По теории множественного интеллекта Говарда Гарднера, есть не только вербальный или логико-математический интеллект. Дети могут отличаться пространственным интеллектом, музыкальным, межличностным, внутриличностным и др. В течение учебного года учителя должны постепенно задействовать каждый из 8 видов интеллекта ребёнка.
3. Свобода выбора. Образование качественно, когда у детей есть выбор. И чем больше дается им этого выбора на уроках, тем выше их мотивация и лучше результаты. Образовательный процесс всегда можно наполнить свободой выбора для учеников – выбора форм, методов, приемов, упражнений, тем, домашних заданий. При этом крайне важно поддерживать инициативы учащихся, не отбрасывать их предложения, а прислушиваться к ним.
4. Детское тьюторство, когда старшие дети помогают младшим. Или когда старшие дети проверяют работы младших. Это замечательный прием, который воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, заставит их проверять и перепроверять, работать с учебниками и словарями.
5. Любознательность. И именно это качество педагоги должны всячески поощрять на занятиях. Его даже не надо развивать, достаточно просто сохранить, ведь дети от рождения исследователи, познающие мир.
Качество образования в конечном счете создается в школьных классах и напрямую зависит от профессионализма учителя и его умения заинтересовать детей и привить в них любовь к знаниям и стремление учиться.