язык сайта

Автор: Зина Серганова, помощник министра по книгоиздательству и библиотечному делу



 

«Образовательная политика России на современном этапе». Именно в этом документе была провозглашена необходимость модернизации системы образования.
Вот только некоторые фрагменты:
«Модернизацию образования, выстраивая новые образовательные модели, необходимо проводить с учетом регионального опыта и местных условий развития образования».
«Необходимыми условиями достижения нового, современного качества общего образования являются …государственная поддержка школьных библиотек как центров информационной культуры».
«Важно расширить возможность свободного и оперативного получения информации».
«Доступность, качество и эффективность – ключевые слова образовательной политики России на современном этапе».
Школьные библиотеки являются структурными звеньями образовательных учреждений, и, следовательно, программа модернизации имеет к ним непосредственное отношение. Происходящие перемены в образовании обязательно приведут к выявлению роли библиотек школ республики. Необходимо принять во внимание все ключевые направления новой образовательной политики и планировать деятельность библиотек с учетом этих положений.

Информационная культура.

Объем информации, массив всевозможных данных, глобальные электронные сети требуют способности к компетентным оценкам, отбору и целенаправленному использованию многообразных средств информации. Формула «знаю, как», но и прежде всего – формулой «знаю, где». Оттого так важно сегодня развивать способность школьников к отбору и анализу информации.
Информационная культура должна стать объединяющим принципом эффективной интеграции технологий в образование.
Сотрудники библиотек должны быть ключевым звеном в обучении учащихся (познавателей), содействуя развитию и становлению информационной культуры.
Теперь мы знаем, что происходит вокруг библиотек. Пора обратить внимание на саму библиотеку.
Изначально проект модернизации может быть подготовлен «внутри» библиотеки, а может являться частью программы общешкольных преобразований.
Любое нововведение как цикл имеет несколько стадий:
Остановимся подробнее на процессе зарождения нововведения. Поэтапно он выглядит следующим образом
• Осознание потребностей и возможностей изменений. Будем надеяться, что этот этап нами уже пройден, я бы даже сказала выстрадан. Мы убеждены: нам нужна современная школьная библиотека.
• Поиск и разработка новшеств. Пройдя этап психологической готовности к изменениям, мы должны теоретически осмыслить грядущие преобразования.
Начнем с определения целей и задач современной школьной библиотеки.
Планируя предстоящую деятельность, определяем реалистичные перспективы развития конкретной библиотеки. Развитие школьной библиотеки предполагает целенаправленную деятельность по качественному изменению библиотечных услуг, формированию новых условий и расширению возможностей доступа к информации для пользователей.
Выясним, что мы имеем для подобных преобразований.
Итак, в активе:
• Регулярно пополняемый фонд;
• Квалифицированный персонал библиотек;
• Поддержка директора и администрации;
• Проект развития библиотеки станет составной частью инновационного проекта развития школы;
• Дополнительные информационные ресурсы (автоматизированная информационная библиотечная система и электронный каталог; нетрадиционные носители информации; аудио- видеотека; выход в Интернет);
• Технологическое оснащение;
• Налаженные партнерские связи в образовательном, библиотечном и других сообществах.

Оценим реальное положение сегодня действующих 396 школьных
библиотек республики.
Отделом учебников в период с января по сентябрь 2007 года была
проведена работа по выявлению и анализу состояния кадров и ресурсной базы школьных библиотек республики, основных направлений их деятельности и проблем, препятствующих их развитию.
Для получения необходимой информации была организована паспортизация школьных библиотек, анкетирование специалистов (методистов) по учебным фондам (надо было и директоров образовательных учреждений).
Всего было получено:
• 286 паспортов из 17 районов;
• 13 опросных листа методистов.

Предварительный анализ полученной информации из вышеперечисленных источников позволил выявить основные группы проблем школьных библиотек.

Нормативно-правовая база.


Все категории опрошенных указали на недостаточность существующего нормативно-правового обеспечения деятельности библиотек. Библиотекари школ республики при заполнении паспортов отмечали:
• Необходимость внесения в уставы общеобразовательных учреждений разделов, посвященных школьным библиотекам и содержащих четное определение их статуса, стратегических задач, обязательств руководства школы перед библиотекой (с.Центарой Курчалоевского района);
• Потребность в создании типовых положений о библиотеке, учитывающих тип образовательного учреждения, миссию библиотеки в данной конкретной школе, объем работы и количество штатных сотрудников библиотеки.

Кроме того, библиотекарями школ республики было отмечено, что
возрождение практики Советов библиотекарей (общественных организаций) ими Попечительских Советов могло бы значительно облегчить связи с общественностью.
91% обработанных паспортов в явном или скрытом виде содержат сведения о недостаточном методическом руководстве школьными библиотеками, связанном с муниципальными обязанностями методистов рай(гор) ОО по работе с учебными фондами.
Информационное объединение основных фондов, т.е. значительное уменьшение числа названий отраслевой литературы и, следовательно, снижения показателей книгообеспеченности, которые на сегодняшний день представляются весьма незначительными.
Художественной литературы явно недостаточно для нормального обеспечения учебного процесса, что особенно болезненно сказывается в школьных библиотеках республики.
Отсутствует педагогическая литература, адресованная учителям. Однако, даже в наиболее благоприятных библиотека (Гудермесского, Надтеречного, Наурского, Шелковского районов), имеющих около 300 и более педагогических книг, удовлетворение информационных потребностей весьма затруднено из-за физически и морально устаревшей литературы.
Трудно представить себе возможность решения новых задач, стоящих перед школьными библиотеками, без существенного обновления их фондов.
Координация и кооперация деятельности школьных библиотек - одна из самых насущных методических проблем.
Тематические картотеки не ведутся в 85% школ. Ни одна библиотека не имеет в качестве ресурса для информационно-библиотечного обслуживания компьютер с возможностью выхода в Интернет.
Большинство школьных библиотекарей имеет среднее или высшее специальное образование и значительный опыт работы.
76% школ имеют в штате 1 библиотекаря или 0.5 ставки библиотекаря.
6% паспортизированных не имеют библиотекаря или возлагают его обязанности на какого-либо из учителей.
В соответствии со штатными расписаниями и в зависимости от классов-комплектов в незначительном количестве школ, прошедших паспортизацию, работают 2 библиотекаря.
Весьма характерным является то, что разница в оплате труда этих специалистов бывает вполне существенной.
Как правило, это 13-й разряд у зав.библиотекой и 6-й – 7-й – у библиотекаря. Подобное положение обострило вопрос о функциональных обязанностях этих специалистов.
Также, надо отметить, что паспортизация не показала карреляции между количеством классов-комплектов и количеством библиотекарей в штатном расписании, видимо, в школах обходят положение о штате школьной библиотеки, исходя из интересов библиотечного обслуживания.
Представляет интерес и тот факт, что приветствуя внедрение инноваций в практику работы библиотек, сами библиотекари довольно редко выступают их инициаторами.
Несмотря на пожелания библиотекарей быть причисленными к педагогическому составу – в большинстве случаев они не используют и групповую работу для внедрения новых педагогических технологий и воспитательной работы.
Об этом свидетельствуют:
• Ориентация в групповой и массовой работе на учащихся начальной школы и выпускников, т.е. неохваченными остаются, как правило, самые сложные, с точки зрения психофизиологических особенностей – 6-8 классы.




Подписка на новые публикации

Рассылка новостей и документов на электронную почту

Количество подписчиков: 16802

Порталы государственных услуг