язык сайта

Автор: Зарета Магомадова, начальник информационно-аналитического отдела



Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных наций, начиная с 1994 года, ежегодно 15 мая отмечается Международный День семьи.
Семья – это взаимопонимание и взаимопомощь, любовь, дружба между взрослыми и детьми, единение родных сердец в совместном творчестве, увлекательном деле.
Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является семья, где и происходит закладывание основ личности.
Сегодня, перед нами стоит задача кардинально повысить роль родителей в воспитании детей. Можем ли мы быть безразличными к тому, как ребенок воспитывается в семье, когда понимаем, что воспитывая детей, родители воспитывают будущую историю нашего общества.
На протяжении веков чеченский народ соблюдал кодекс Чести, этикет в поведении и подчеркнуто уважительное отношение к старшим по возрасту, женщинам, детям.
Ярким примером гражданина и патриота своей республики стал для нас первый Президент Чеченской Республики
А-Х.Кадыров. Он четко выделил для себя три главных ориентира для возрождения нации – образование, культура, здоровье.
Его первые указы, распоряжения, выступления были посвящены проблемам подрастающего поколения, духовно-нравственному воспитанию молодежи. Сегодня, на примере жизни и деятельности А-Х.Кадырова у детей и подростков формируются общечеловеческие ценности – чувства долга, патриотизма, любви к Родине. Достойный сын своего отца – Рамзан Кадыров вызывает у детей чувство гордости и стремление быть похожим на него.
Наша боль – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Всего в республике на учете состоят 4484 детей. Такой рост сиротства был вызван военными действиями последних 10-13 лет на территории Чеченской Республики, которые унесли десятки тысячи жизни детей.
Деятельность органов образования по передаче детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи родственников, остается приоритетной для нашей республики. Более 80% детей, оставшихся по разным причинам без попечения родителей, устроены в семьи своих родственников (бабушки, дедушки, тети, дяди и т.д.) только в исключительных случаях устраиваются дети в государственные учреждения.
Всего с 2007г. по 1.05.2008г. усыновлено – 26 детей, устроено в приемную семью – 7 детей, под опекой и попечительством находятся 924 ребенка.
Говоря о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2007 год принес кардинальные изменения в национальной политике охраны детства, защищающие наилучшие интересы и права ребенка. Определены первоочередные задачи органов власти по поддержке семей, имеющих детей, по материальному стимулированию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Современные педагоги и психологи утверждают, что именно в самом раннем возрасте ребенка (до 3-х лет) закладывается фундамент всей последующей духовной жизни человека, а от прочности этого фундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит, какое сооружение потом можно будет на нем воздвигнуть, какой величины и сложности.
Таким образом, создание духовной основы личности и есть цель, смысл семейного воспитания. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.
Наши дети – будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать своих детей. Поэтому, воспитывая у детей чувство ответственности за свою семью, школа поможет им стать в будущем не только прекрасными гражданами, но и хорошими отцами и матерями. Вторая задача, которая стоит перед школой: учить родителей воспитательному делу, добиваться, чтобы ребенок в семье подвергался влиянию определенной и целостной системы воспитания. У школы имеются большие возможности воспитать у учащихся заботу о родителях, об их счастье. Эту цель мы ставим перед всем коллективом учащихся, и повседневное целеустремленное движение к такой цели и будет прекрасным воздействием на семью. Родители не смогут не увидеть , что дети, отказывая себе хотя бы в маленьком удовольствии во имя того, чтобы сделать приятное родителям, будут преисполнены чувства гордости за свой поступок. Не смогут они не увидеть и того, что эта законная гордость даст ребенку возможность пережить большую и настоящую человеческую радость, которая будет несравнимо выше и больше той радости, которую родители могут доставить ребенку, отказывая себе во всем.
Постепенно раскроется перед родителями, что в их слепой любви, в бесконечных жертвах не было и не будет радости ни для них, ни для их детей. Основной принцип семейного воспитания выражен А.С. Макаренко так: «Это чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости».
Как родители одеваются, как разговаривают с окружающими их людьми, как радуются или печалятся – все это имеет для ребенка большое значение.
Корни родительского авторитета также находятся в поведении родителей, включая работу, мысль, привычки, чувства, стремления.
Раскрывая перед родителями эту глубочайшую основу успеха семейного воспитания, мы осознаем, что школа обязана помочь им понять самый главный метод семейного воспитания: «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом».
Таким образом, основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.
Нормальная семейная атмосфера – это:
1. Осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта;
2. Организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;
3. Разумная организация отдыха: участие в спортивных и туристических походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино;
4. Взаимная принципиальность, требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно найти ключ к сочетанию воспитания семейного и общественного.
В организованном детском коллективе дети привыкают к дисциплине и режиму, познают драгоценное чувство локтя, приобретают навыки товарищества и взаимопомощи. Здесь приучаются беречь честь коллектива и считать себя частью единого целого. Словом, здесь в характере детей закладываются черты, делающие их достойными членами общества.
Необходимым условием оздоровления современной семьи является поворот государства, местных органов власти к проблемам семьи, преодоление тлетворного, разлагающего влияния на семью, прежде всего подрастающее поколение, средств массовой информации. Большое значение имеет духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, изучение и соблюдение национальных обычаев и традиций, которые формируют уважение к старшим, чувства коллективизма и ответственности. К этой работе должны широко привлекаться общественные деятели, религиозные авторитеты, деятели науки и искусства.
Сегодня на телевидении и радио регулярно проводятся передачи, подготовленные совместно с Министерством образования и науки ЧР, освещаются вопросы нравственности, воспитания, культуры в чеченском обществе. Актуальной стала в настоящее время проблема взаимоотношений молодежи и соблюдения вайнахского этикета.
Учреждения образования проводят большую работу в этом направлении, воспитательная работа направлена на формирование целостной личности, образованной и культурной.
Министерством образования и науки издан учебник для старших классов.
«Г1иллакх оьздангалла», где изучаются традиции и обычаи чеченского народа.
Во всех школах республики стало традиционными проведение синкъерам, белхи.
Вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения требуют решения на государственном уровне. Работа должна вестись не только с детьми, но и со взрослыми, так как основы нравственности формируются прежде всего в семьи. В связи с вышеизложенным Министерство образования и науки ЧР вносит следующие предложения:
1. На страницах республиканских и районных газет и журналов освещать проблемы современной семьи и предлагать эффективные пути их решения.
2. Продолжить проводить мероприятия республиканского значения с привлечением различных ведомств и руководств, посвященные проблемам нравственности, воспитания, культуры в чеченском обществе.
3. Учредить республиканский День Родителей (чествование родителей, воспитавших достойных сыновей и дочерей).
4. Возрождать и внедрять в жизнь народные традиционные обряды, с соблюдением национальных обычаев и ритуалов: белхи, синкъерам, ловзар.
5. На телевидении и радио чаще проводить тематические передачи, воспитывающие у молодежи доброту, отзывчивость, уважение к старшим, чувства долга, ответственности и патриотизма.
6. Организовывать ежегодные республиканские конкурсы «Образцовая семья».

Чеченская Республика вступила в новую созидательную фазу своей исторической жизни. Немало приходится слышать о ее возрождении. Мы должны отдавать себе отчет в том, что основная доля, основные трудности этой работы лягут на плечи тех, кто сидит сегодня за школьной партой. Понятие патриотизма включает в себя любовь не только к стране, но и к своей малой Родине - отчему дому, родителям, школе, народу, морали, традициям и обычаям, очарованию чеченской природы. Даже решение таких практических задач, как поддержание образцового порядка во дворе дома, в школе, местах отдыха молодежи – это тоже проявление патриотизма и воспитывается оно в семье. И если школа дает, прежде всего, знания, готовит к выбору профессии, то семья ответственна за эмоциональное воспитание, закладывает духовно-нравственную основу личности. Только в результате совместной, взаимодополняющей воспитательной работы педагогов и родителей можно вырастить поколение настоящих патриотов, полноправных граждан своей страны, ответственных за ее будущее.


Подписка на новые публикации

Рассылка новостей и документов на электронную почту

Количество подписчиков: 16813

Порталы государственных услуг