язык сайта

Автор: Х-А.С. Халадов, 1-й заместитель министра образования и науки ЧР 



Современная система образования в Чеченской Республике имеет ряд характерных особенностей, свойственных исключительно нашему региону. Возможно, из-за этих особенностей образование стало предметом активного обсуждения в обществе и пристального внимания руководства республики.Не раз приходилось слышать такие нелицеприятные высказывания в адрес педагогов школ и самой системы образования, как, например, «в школах уже ничему не учат», «даже я знаю больше, чем мой учитель», «министерство рано начало введение ЕГЭ в школах» и т.д. Нет смысла отрицать то, что в образовательных учреждениях существуют серьезные проблемы. Сегодня такие же проблемы ощущаются по всей стране и связаны они, прежде всего, с изменением политической и социально-экономической системы в Российской Федерации с начала 90-х гг. Образованию в те тяжелые для страны и вдвойне тяжелые для нашей республики годы не уделялось должное внимание. Ситуация начала меняться с приходом к власти Рамзана Ахматовича Кадырова, с началом реформирования системы образования, с началом реализации Приоритетного национального проекта «Образование». «Учитель создает нацию», - говорил А-Х. Кадыров. И эти слова стали предзнаменованием для развития образования. Чеченская Республика сделала особый акцент на данной сфере, сделала восстановление учебных заведений приоритетной задачей.
В республике в настоящее время идет активное строительство новых школ, детских садов, училищ и техникумов и оснащение их новейшей техникой. Вместе с тем, ощущается острая нехватка педагогов, в образовательных учреждениях в настоящий момент существует более 700 вакансий. Учителям в этих условиях приходится преподавать по 3-4 предмета, зачастую не имея соответствующей квалификации.
Поэтому правильная кадровая политика в области образования – это ключевой фактор в процессе повышения качества образования в ЧР, перехода на внедрение в образовательных учреждениях инновационных технологий. Настоящая проблема активно решается министерством образования и науки ЧР. Сразу несколько учреждений, в числе которых Чеченский институт повышения квалификации работников образования (ЧИПКРО) и Региональный центр тестирования и обработки информации (РЦОИ), задействованы в подготовке новых педагогических кадров и переквалификации существующих.
Первый аспект кадровой политики – это повышение престижа профессии преподавателя, привлечение в образовательные учреждения молодых специалистов. В 2008 году был подписан 4-хсторонний договор (министерство – местная администрация – вуз (ЧГПИ и ЧГУ) – абитуриент), на основе которого на педагогические специальности были приняты 115 человек из числа выпускников школ, которые по окончании вуза вернутся работать в школу. Такая практика станет ежегодной и, при повышении материального уровня учителей, позволит решить вопрос нехватки кадров. Серьезным подспорьем в увеличении размера заработной платы педагога также станет внедрение Комплексного проекта модернизации образования, который, помимо расширения общественного участия в образовательном процессе, создания сети образовательных учреждений республики, обеспечит увеличение достатка педагогов в 1,5 – 2 раза за счет оценки качества работы отдельно взятого преподавателя. Эксперимент по внедрению КПМО с сентября прошлого года стартовал в 44 образовательных учреждениях.
Другой аспект кадровой политики – это приобщение педагогов образовательных учреждений к современным образовательным методикам и новейшим технологиям. На декабрь 2008 г. 425 школ республики подключено к сети Интернет, практически в каждой школе установлены интерактивные доски (широкоформатные мониторы с сенсорной поверхностью), но проблема в том, что этими новинками учителя не умеют пользоваться. В этом направлении работает ЧИПКРО, сотрудники которого в течение 2009 года проведут 21-дневные курсы повышения квалификации для 5000 учителей. Также впервые в республике для наших педагогов будут организованы и проведены мастер-классы специалистами, приглашенными министерством из г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.
А теперь скажем несколько слов о самой животрепещущей теме последнего времени – введении Единого государственного экзамена. Эта форма аттестации как обязательная введена приказом Минобрнауки РФ с 1 января 2009 года на всей территории России. Неизбежным экзамен стал и для нашей республики. Особенностью экзамена является то, что результаты ЕГЭ признаются общеобразовательными учреждениями (школами, гимназиями) в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а вузами и ссузами - в качестве результатов вступительных испытаний. Соответственно учащийся освобождается от двойной нагрузки, когда приходится отдельно готовиться к выпускным экзаменам в школе и вступительным экзаменам в вузе. Выпускник школы получает аттестат о среднем (полном) общем образовании с традиционными отметками по 5-балльной шкале и свидетельство о результатах ЕГЭ по 100-балльной шкале. Сам процесс оценки результатов ЕГЭ сделан максимально прозрачным: аудитории, где проводится экзамен, будут оснащены системами видеонаблюдения; экзамен проводят преподаватели, не знакомые учащимся и не имеющие отношения к самому предмету; бланки ответов немедленно сканируются и отправляются в Москву, где проверяются, выставляются баллы, заполняются свидетельства и высылаются обратно в регион. Вопросы на экзамене подобраны таким образом, что даже в случае правильного ответа на 70% вопросов учащийся получает баллы, равные оценке «отлично». Таким образом, при серьезной подготовке выпускника к экзамену, посещении им дополнительных занятий, изучении вспомогательных материалов с демонстрационными вариантами ЕГЭ, сдать экзамен не составит никакого труда. Другая ситуация, когда родители учащихся, не следившие за успеваемостью своих детей в надежде устроить их в вуз некими полулегальными путями, оказались в тупике и не находят ничего лучшего сегодня, как обличать школу, отдел образования, министерство образования и науки в некомпетентности, даже в жестокости к детям. А ведь именно родители должны воспитывать уважение к учебе, школе и педагогам. Были времена, когда даже сидевшие на уличных лавочках пожилые люди вставали в знак почтения к проходящему мимо учителю и говорили: «Иза вайн Устаз ма ву!»
Рамзан Ахматович Кадыров два года назад одним из важнейших направлений восстановления республики назвал духовно-нравственное возрождение общества и пропаганду истории и культуры нашего народа. В мире, где хорошо спланированная информационная политика культивирует полную свободу в поведении молодых людей, в ношении одежды, в отношениях между полами, и имеет своей целью деградацию молодого поколения, низведения его до уровня первобытных инстинктов, просто необходим протекционизм в отношении культуры, обычаев и традиций народа. В учебных заведениях регулярно проводятся классные часы, семинары, игры и конкурсы, направленные на то, чтобы учащиеся изучали собственную культуру, уважали и любили ее.
Нам всем необходимо понять, что сделать образование качественным, современным, креативным, можно только совместными усилиями учащихся, родителей, педагогов и руководства системы образования. И сделать его таким – дело каждого из нас!

Подписка на новые публикации

Рассылка новостей и документов на электронную почту

Количество подписчиков: 16953

Порталы государственных услуг