язык сайта

Уважаемые коллеги, дорогие гости!

Разрешите мне от имени педагогического сообщества Чеченской Республики и себя лично поприветствовать Вас на республиканской научно-практической конференции «Проблемы активизации форм и методов противодействия экстремизму и терроризму в молодежной среде»!

Сегодня мы – представители министерств, ведомств, духовенства и общественных организаций собрались здесь для того, чтобы обсудить проблему вовлечения подрастающего поколения республики в преступность, в ряды экстремистов и террористов.

Все мы прекрасно знаем, какие усилия прилагаются Президентом Чеченской Республики Рамзаном Ахматовичем Кадыровым для развития региона, и, в первую очередь, для создания комфортных условий для самореализации молодого поколения!

В регионе благодаря функционированию учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования стало возможным получить качественное образование, стать специалистом в самых различных областях экономики, социальной сферы и религии. Каждый день создаются новые рабочие места, действуют специальные программы по трудоустройству молодых специалистов. Совместно с десятками молодежных организаций Правительство реализовывает проекты, направленные на материальную поддержку активной и талантливой молодежи.

В Чеченской Республике разработана и успешно реализуется программа Президента Чеченской Республики по обучению отличившихся студентов наших вузов за рубежом. Так более 100 наших ребят за последние два года поступили в престижные высшие учебные заведения в Великобритании и Германии. С каждым годом это число будет увеличиваться. И в ближайшие 3-4 года в республику вернутся первоклассные специалисты, которые будут использовать в работе лучший мировой опыт. Мы получим молодых людей, трезво оценивающих окружающий мир и понимающих свое место в его обустройстве.

Нельзя не сказать и об участии образовательных учреждений республики в эксперименте по внедрению в учебный процесс нового школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

21 июля 2009 года Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев предложил провести в 18 регионах эксперимент по изучение основ религии и светской этики в 4-х классах школ. Учащимся и родителям было предложено выбрать предмет обучения: либо это основы православной культуры, либо – мусульманской, буддистской или иудаистской. Основной целью эксперимента, на наш взгляд, является увеличение воспитательной роли образовательного учреждения, которая, начиная с начала 90-х годов, изрядно уменьшилась. Школа перестала нести функции воспитателя, оставив только функции по предоставлению образовательных услуг. Функция воспитания детей были переложена практически полностью на родителей. Но, как мы сегодня видим, справиться с этим ответственным делом в одиночку у родителей не получилось. Да и не могло. На фоне низкого уровня жизни, политических и социальных катаклизмов, войн и кризисов, большая часть общества была вынуждена искать средства на существование и забота о детях для большинства россиян уходила на второй план.

В нашей республике ситуация была не лучше. Да, действительно наш народ сохранил свой язык, свои обычаи и традиции. С 1991 года мы прошли сквозь десятилетие беззакония, страха и произвола. За это время успело вырасти несколько поколений, не получивших необходимое образование. Был нанесен серьезный удар по связи между младшим и старшим поколениями, через которую столетиями прививались с детства молодежи понятия нравственности, патриотизма, духовности, чести и достоинства. Много детей осталось без родителей, у многих в ходе войны погибли самые близкие родственники. Такие дети, уже выросшие в течение последних 10 лет, и попадают в зону воздействия идеологов ваххабизма. Они играют на озлобленности таких молодых людей, на их невежестве и предрассудках.

Здесь можно назвать и еще несколько категорий молодых людей, которые, говоря образно, «уходят в горы»: это молодые люди, желающие заработать на жизнь убийствами и насилием, это могут быть родственники убитых террористов, это могут быть больные ВИЧ-инфекцией, которые хотят скрыть от родственников свою болезнь, и это молодые люди, которых обманом ваххабисты насильно вовлекли в свои ряды. Таким образом, в основном, этими молодыми людьми движут порочные чувства: месть, алчность, безысходность, ну и естественно невежество, о котором упоминалось выше.

Невежество, в нашем понимании, это незнание молодым человеком 15-18 лет элементарных вещей о религии и светской жизни. А ведь именно знания являются надежным щитом для человека, они помогают различить добро и зло, черное и белое.

Те ребята, учащиеся старших классов, выпускники, у которых такого щита нет, находятся сегодня в опасности. Как правило, они плохо учились в школе, не знают русского языка и не могут понять и постичь общечеловеческих ценностой. Более того, они не знают ни одного арабского слова, но тем не менее уверены, в том, что, уходя в горы, они идут на джихад. Их новые в кавычках «учителя» могут им рассказать что земля квадратная и они поверят, ведь они не учили географию, им расскажут, что Великой отечественной войны не было – и они поверят, ведь они не ходили на урок истории; им скажут, что чеченцы произошли от арабов – и в это они поверят. Так они поверили и в то, что война с собственным народом – это джихад.

Безусловно, борьба с терроризмом должна начинаться в школе! На школьных учителях лежит великая отвественность. Они 11 лет кирпичик за кирпичиком аккуратно и правильно складывают будущую личность, наполняют ее сердце лучезарным светом познания. И не зря наш Первый Президент Ахмат-Хаджи Кадыров сказал: «Учитель создает нацию». Без грамотного, опытного и харизматичного учителя школа беспомощна. Министерство образования и науки Чеченской Республики ежегодно проводит повышение квалификации для тысяч учителей. Специально для этого открыт Чеченский институт повышения квалификации работников образования, сотрудники которого круглый год проводят семинары и тренинги по ознакомлению педагогов школ с достижениями современной науки в области образования.

Также не могу не сказать и о новых горизонтах, которые открыл Единый государственный экзамен для наших выпускников. Подготовившись и успешно сдав экзамены в форме ЕГЭ, любой выпускник Чеченской Республики имеет возможность поступить в самые престижные высшие учебные заведения Российской Федерации. Некоторые люди утверждают, что вот ЕГЭ чересчур жёсток и ведет к тому, что ребенок не может получить аттестат. Я с таким мнением не согласен. Единый государственный экзамен – очень объективная форма оценки знаний. Она в сотни раз уменьшает возможность подтасовки или любого другого вида человеческого вмешательствапо сравнению с традиционными экзаменами. В нашей республике в прошлом году экзамен проходил впервые. И проходил максимально честно и прозрачно, свидетельством чего стал визит в республику министра образования Российской Федерации Андрея Александровича Фурсенко.

Сегодняна сознание молодежи продолжает воздействовать губительная экстремистская пропаганда. Идеологи радикализма и терроризма бросили все силы на дезинформацию молодежи, вовлечение ее в свои преступные действия. Приводя различные ложные аргументы, рассказывая о вымышленных фактах, предлагая деньги и мнимую власть, они подталкивают подростков к совершению преступлений против собственного народа.

Борьба с этим злом лежит на плечах не только системы образования. Нужна координированная системная работа и органов внутренних дел, и учреждений культуры, и духовенства. Огромная роль в процессе духовно-нравственного воспитания молодежи лежит на средствах массовой информации. В нынешних условиях информационная война развернулась на просторах Всемирной паутины. Я думаю, что мы сегодня в ходе конференции услышим об особенностях этой войны, а также о мерах, предпринимаемых вышеназванными ведомствами в работе по профилактике экстремизма и духовно-нравственному воспитанию.

В образовательных учреждениях республики развернута работа по воспитанию в детях нравственности, чувства ответственности за судьбу республики и России в целом, патриотизма и толерантности. Помимо сотен мероприятий на уровне образовательного учреждения или района, в каждой школе идет процесс создания детских организаций патриотической направленности, органов школьного самоуправления, военно-патриотических клубов. В их работе задействовано более половины всех учащихся. Здесь же скажу несколько слов и о деятельности учреждений дополнительного образования. Станции юных техников, детские дома творчества, эколого-биологические центры, межшкольные учебные комбинаты, детско-юношеские спортивные школы – все они работают с целью формирования из учащегося здорового духом и телом человека.

Уверен в том, что при нынешних мерах, которые предпринимает руководство республики, в самое ближайшее время термин «экстремизм» уйдет окончательно в прошлое.

Победа будет за нами, за чеченским народом!

 

Спасибо за внимание!

Подписка на новые публикации

Рассылка новостей и документов на электронную почту

Количество подписчиков: 16805

Порталы государственных услуг