язык сайта


Гайрабеков Аюб Якубович -
                                                                                  директор ГБОУ СПО
                                                    «Грозненский государственный колледж
                                               экономики и информационных технологий»

Уважаемые коллеги!
В российском образовательном сообществе система начального и среднего профессионального образования является наиболее подготовленной для решения задачи по обеспечению возможностей постоянного развития знаний и особенно профессиональных знаний современного человека. Наша система наиболее гибкая, близкая к производству, достаточно  низкоемкая и способная при незначительных преобразованиях обеспечить решение той задачи, которая ставится перед всей мировой системой образования – образование и обучение в течение всей жизни.

Реализация Федеральной целевой программы восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики способствовала возрождению разрушенных войной профессиональных образовательных учреждений региона.  В настоящее время в республике функционирует сеть учреждений профессионального образования, которая после ее реформирования включает 9 училищ, 15 учреждений среднего профобразования и три высших учебных заведения.

С 2012 года Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 2413-р переданы в ведение региона бывшие федеральные ССУЗы: Грозненский государственный колледж экономики и информационных технологий, Грозненский политехнический техникум и Серноводский аграрно-технический колледж.  Учреждения  начального профессионального образования нашей республики уже третий год находятся на местном бюджете.

В соответствии со стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ №1485-р от 06 сентября 2010 года, Программой социально-экономического развития Чеченской Республики на 2011-2015 годы разработана Комплексная программа развития профессионального образования Чеченской Республики на 2012-2016 годы.  В рамках реализации данной программы, в целях оптимизации  и реструктуризации республиканской образовательной сети, удовлетворения потребности населения республики в получении качественных образовательных услуг, профессий и специальностей, востребованных на рынке труда, Распоряжением Правительства Чеченской Республики в октябре 2011 года шесть учреждений НПО  реорганизованы в техникумы. Они получили следующие названия в соответствии с профилем выпускаемых специалистов: ПЛ № 3 – Гуманитарно-технический техникум; ПУ № 2 – Чеченский технологический техникум; ПУ № 8 – Гудермесский железнодорожный техникум; ПУ № 13 – Строительно-технический техникум; ПУ № 17 – Калиновский техникум механизации сельского хозяйства; ПУ № 4 – Грозненский технологический техникум сервиса.

В Концепции модернизации и развития системы образования Чеченской Республики на период до 2010 г., утвержденной решением коллегии МО и Н ЧР от.19.01.2006г. было записано: «В настоящее время чеченский народ имеет самые низкие показатели по числу лиц с высшим образованием по сравнению с народами Российской Федерации и СНГ. Даже у тех народов, которые в прошлом разделили с нами судьбу сплошной депортации, эти показатели несопоставимо выше. Так, к 1994 году доля лиц с высшим образованием составляла: среди карачаевцев – 12,5%, среди балкарцев – 13,4%, среди калмыков – 14,7%, среди чеченцев – 5,8%. За истекшее десятилетие тотального разрушения социально-экономической и духовной сферы чеченского общества положение еще более усугубилось». /Вестник Института проблем образования Минобрнауки ЧР. Вып. 4. 2006г., с.5/. Не лучше обстояли и обстоят дела и в системе начального и среднего профессионального образования.

О правильности мер, предпринимаемых Министерством образования и науки Чеченской Республики по расширению сети учреждений среднего профобразования, говорят следующие цифры. Если проследить плотность обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях Российской Федерации по регионам в расчете на 10 тыс. чел. населения, то по данным Федеральной службы государственной статистики и Чеченстата получается следующая картина. В 2005 г. в среднем по России этом показатель составляет – 172 чел., по тогдашнему Южному федеральному округу самый низкий показатель – 150 чел., при этом по ЧР всего 85 чел. По данным за 2010 год в нашей республике на 10 тыс. человек населения приходится всего лишь 103 студента учреждений СПО. В высшей школе этот показатель составлял в 2005 г. в среднем по России – 417, по ЮФО – 377, а по Чеченской Республике – всего 220 чел. (в 2010 году – 259 чел.).

Плотность обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях России в расчёте на  10 тыс. человек населения  (2005 г.)

Регион

Высшие учебные

заведения

Средние специальные

учебные заведения

Плотность

студентов

в расчёте

на 10 тыс.

человек

Отклонение

от среднего

значения по России

Плотность

студентов

в расчёте

На 10 тыс.

человек

Отклонение

от среднего

значения по 

России

Всего по России 

417 

0 

172 

0 

Северо-Западный 

519

+102

183

+11

Центральный

572

+155

173

+1

Поволжский

410

-7

188

+16

Южный  

377 

-40 

150 

-22 

Уральский

383

-34

188

+16

Сибирский

507

+90

183

+11

Дальневосточный

392

-25

166

-6

Чеченская Республика 

220 

-197 

85 

-87 




Плотность обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях России в расчёте на  10 тыс. человек населения  (2010г.)

Регион

Высшие учебные

заведения

Средние специальные

учебные заведения

Плотность

студентов

в расчёте

на 10 тыс.

человек

Отклонение

от среднего

значения по России

Плотность

студентов

в расчёте

на 10 тыс.

человек

Отклонение

от среднего

значения по 

России

Всего по России 

493 

0 

148 

0 

Южный  

423 

-70 

161 

+13 

Северо-Кавказский 

387 

-106 

102 

-59 

Республика Дагестан

370

-123

87

-61

Республика Ингушетия

282

-111

50

-98

Кабардино-Балкарская Республика

327

-166

77

-71 

Карачаево-Черкесская Республика

355

-138

109

-39

Республика Северная Осетия-Алания

477

-16

110

-38 

Ставропольский край

483

-10

131

-17

Чеченская Республика 

259 

-234 

103 

-45 




      - Социальное положение и уровень жизни населения России. Статистический сборник. М., 2011.   
      - Чеченская Республика в цифрах. Краткий статистический сборник.   Грозный, 2011, с.23, 45.

Данную статистику мы приводим для того, чтобы от имени Совета директоров учреждений НПО и СПО еще раз убедить педагогическое сообщество и руководство республики в том, что у нас не только нельзя сокращать количество действующих вузов, техникумов и колледжей, а наоборот: необходимо открыть еще несколько техникумов, особенно в сельских районах, в том числе и используя материально-техническую базу действующих и реорганизуемых учреждений начального профессионального образования. В Российской Федерации есть регионы, где ССУЗов насчитывается более полусотни.  Перспективы  социально-экономического развития республики диктуют   необходимость строительства как минимум трех, а то и пяти  новых учреждений профессионального образования.

Считаем недопустимым, что в таких крупных районах, как Шалинский, Урус-Мартановский, Ачхой-Мартановский, Ножай-Юртовский,  нет ни одного учреждения начального и среднего профессионального образования.  А в трех расположенных по Тереку районах - Наурском, Надтеречном и Шелковском есть только одно учреждение профессионального образования - Калиновское ПУ №17, недавно реорганизованное в техникум. Профессиональные учебные заведения в основном сосредоточены в г. Грозном и они не имеют общежитий. В результате лишь те из выпускников из отдаленных районов, кто имеет возможность жить у родственников или арендовать жильё, имеют доступ к профессиональному образованию.  А как быть сельской молодежи из малообеспеченных семей?

Учреждения среднего профессионального образования при небольшой модернизации готовы взять на себя важнейшую роль организатора непрерывного профессионального образования в республике.

Они уже сейчас являются как бы «ядром» этого образования, благодаря ряду причин, главными из которых являются: возможности реализации уровня начального профессионального образования, высокий уровень преподавательского, в том числе и научно-педагогического состава и уровень учебно-материальной базы (в том числе компьютерной).

Именно поэтому Министерством образования и науки Чеченской Республики издан приказ от   20.12.2011 г. № 929-п о создании на базе учреждений  НПО и СПО 9 ресурсных центров по следующим направлениям специализации: электроэнергетика и сварочное дело; металлообработка, электронные приборы и устройства; сельское хозяйство и землеустройство; туризм и гостиничный бизнес; компьютерные технологии, системы и комплексы; подготовка водителей; техническое обслуживание автотранспорта и организация перевозок на автотранспорте; железнодорожный транспорт; жилищно-коммунальное хозяйство.

В результате стало реальным расширение диапазона предоставляемых услуг в СПО. В училищах и лицеях, реорганизованных в техникумы с 2012 года, начинается подготовка кадров по профильным для них специальностям среднего профессионального образования: «Сварочное производство», «Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем», «Бурение нефтяных и газовых скважин», «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники», «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», «Гостиничный бизнес», «Туризм» и других. В других регионах Российской Федерации учреждения профобразования задыхаются из-за отсутствия абитуриентов, а в нашей республике мы и в 2012 году в целом успешно завершаем новый набор.

Однако реализация  Комплексной программы развития профессионального образования Чеченской Республики на 2012-2016 годы требует целевого финансирования из федерального и республиканского бюджета. Модернизация системы начального и среднего профессионального образования, создание ресурсных центров с современной учебно-материальной базой, введение новых специальностей и профессий, повышение квалификации педагогических работников, решение задач по переходу к новым федеральным государственным образовательным стандартам без дополнительного финансирования на одном энтузиазме качественно осуществить невозможно.

Учебные заведения СПО готовы реально расширить и качественно осуществить программы переобучения безработных и высвобождаемой рабочей силы. Если Министерство труда, занятости и социального развития направит львиную долю федерального финансирования на решение проблемы занятости населения в государственные бюджетные учреждения среднего профессионального образования, то производственный сектор экономики республики получит квалифицированные кадры по рабочим профессиям, а учреждения СПО - дополнительную возможность для стимулирования труда педагогических работников и совершенствования своей учебно-материальной базы.

Проводимая реорганизация учреждений начального и среднего профессионального образования, создание ресурсных центров направлено на  формирование многоуровневых и многофункциональных учебных заведений, развитие как горизонтальной, так и вертикальной интеграции учебных заведений, которые реально превращаются в центры профессионального образования и обучения. Поэтому в очередной раз хотелось бы подчеркнуть, что настало время высшим учебным заведениям республики осуществлять прием выпускников техникумов и колледжей, поступающих по профилю избранной специальности,  для обучения в сокращенные сроки.

Основным направлением модернизации российской образования является достижение нового современного качества образования путем реализации идеи компетентностного подхода, а современное понимание качества образования базируется на формировании ключевых компетенций. Поэтому учреждения НПО и СПО  в новом учебном году планируют уделить особое внимание не только проведению внутри учебных заведений олимпиад и конкурсов профессионального мастерства по всем профессиям и специальностям, но и полноценно участвовать на республиканских и федеральных конкурсах. Опыт есть и надо его развивать. Например, в мае 2012 г. студентка нашего колледжа Магомедова Лиана  приняла участие в заключительном  этапе Всероссийской олимпиады профессионального мастерства среди студентов СПО  по специальности "Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)"  в г. Краснодаре и завоевала диплом победителя в номинации "За волю к победе”. А в апреле наши студенты достойно выступили на Всероссийской дистанционно-заочной олимпиаде по банковскому делу. Студенты ССУЗов в прошедшем учебном году завоевывали призовые места и на других региональных и всероссийских конкурсах.

Совет директоров  учреждений начального и среднего профессионального образования Чеченской Республики  одной из актуальных проблем считает   вовлечение преподавателей и студентов в научно-техническую и инновационную деятельность. В феврале 2012 года было проведено расширенное заседание Совета совместно с ГКУ «Республиканское агентство по инвестиционной и инновационной политике» Минэкономразвития  и Советом молодых ученых и специалистов Чеченской Республики.   На заседании состоялся широкий обмен мнениями по проблеме выявления талантливой молодежи и ее участия в общероссийских и  международных Салонах, конкурсах рационализаторов и изобретателей, в движении НТТМ. Участники заседания приняли Обращение к молодежи Чеченской Республики, в котором говорится, что чеченская молодежь таит в себе нераскрытые резервы и основной задачей преподавательского состава, органов студенческого самоуправления, молодежных организаций является всемерное содействие в выявлении и поддержке этого резерва и направление его в плодотворное русло.

Студенты учреждений высшего и среднего профессионального образования республики ежегодно участвуют в традиционном смотре-конкурсе молодежных проектов и программ «Чеченская молодежь XXI века», проводимом Комитетом правительства ЧР по делам молодежи. В октябре текущего года впервые на территории Чеченской Республики состоится  конкурс инновационных проектов по программе  У.М.Н.И.К. Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В настоящее время создается Экспертный совет для отбора победителей, в состав которого вошли два человека от ССУЗов.  С целью активизации участия  студентов ССУЗов в инновационной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования создаются Советы молодых ученых и специалистов.

В учреждениях начального и среднего профессионального образования сегодня работают квалифицированные педагогические кадры, в том числе и с учеными степенями. Только в нашем колледже 6 кандидатов наук и еще пятеро в ближайшие год-два готовятся к защите диссертаций. Но много у нас и молодых преподавателей. Поэтому на заседаниях Совета директоров учреждений НПО и СПО мы неоднократно обсуждали вопрос о возрождении республиканских методических объединений преподавателей и сегодня можем доложить, что с  нового учебного года будут работать 11 методобъединений:
- профессионально-технических дисциплин;
- информатики и информационных технологий;
- бухгалтерского учета, банковского дела и менеджмента;
- педагогики и психологии;
- гуманитарных дисциплин;
- математических и естественно-научных дисциплин;
- социально-экономических дисциплин;
- мастеров производственного обучения;
- медицинских дисциплин;
- преподавателей физвоспитания;
- преподавателей сельхоздисциплин.

Для каждого методобъединения определены базовые учебные заведения. Мы считаем, что это будет способствовать расширению обмена опытом работы преподавателей по внедрению новых государственных образовательных стандартов и повышению их педагогического мастерства. Своим достижением считаем и проведение среди педагогов учреждений начального и среднего профобразования под руководством отдела профессионального образования и науки республиканских конкурсов «Мастер года» и «Преподаватель года».

Сегодня все согласны с тем, что заработная плата мастеров производственного обучения и преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования должна быть приравнена и  даже  быть выше заработной платы на производстве в тех отраслях, для которых они готовят специалистов, тогда учреждения профобразования смогут принимать на работу высококвалифицированных преподавателей и мастеров и открывать  новые специальности и профессии. Ведь не секрет, что введение новой специальности или профессии в образовательном учреждении напрямую зависит от педагогических кадров. Сразу возникает проблема квалифицированных педагогических кадров преподавателей по специальным дисциплинам, характерная для всей системы профобразования. Кто из специалистов, работающих в отрасли, захочет перейти на преподавательскую работу с мизерной заработной платой. Поэтому необходимо комплексное решение проблем профессионального образования на государственном уровне.

Мы надеемся, что реализация Комплексной программы развития профессионального образования Чеченской Республики  на 2012-2016 годы позволит Министерству образования и науки региона при финансовой поддержке федерального центра и Правительства Чеченской Республики завершить структурную модернизацию учреждений профессионального образования всех уровней, внедрить новые механизмы управления качеством профессионального образования, решить задачи по совершенствованию учебно-материальной базы учебных заведений и повышению заработной платы педагогических работников.




Подписка на новые публикации

Рассылка новостей и документов на электронную почту

Количество подписчиков: 16706

Порталы государственных услуг