язык сайта

Хазбиев Т.М.
ведущий специалист-эксперт Министерства
образования и науки Чеченской Республики,
старший преподаватель кафедры управления
образованием ГБОУ ДПО «ЧИПКРО»

«Лицо» образовательного учреждения в сети «Интернет»

Статья предназначена для руководителей образовательных учреждений (для директоров ОУ, заместителей директоров по информационно-коммуникативным технологиям). Грамотный руководитель должен эффективно использовать все средства управления образовательным учреждением, предоставленные ему законодательством. Материалы статьи призваны помочь руководителям образовательных учреждений надлежащим образом вести официальный сайт образовательного учреждения. В статье приводятся основные требования, установленные к ведению официального сайта образовательного учреждения, а также  даны ориентиры эффективного использования сайта как средства управления.

Федеральным законом от 08.11.2010 N 293-ФЗ статья 32 Закона РФ «Об образовании», дополнена пунктами 4 и 5, вступившим в силу с 1 января 2011 года. Согласно данным дополнениям, начиная с 1 января 2011 года,  каждое образовательное учреждение обязано провести работу по созданию своего официального сайта в сети «Интернет» и размещать на нем определенную информацию.
Согласно нововведенному пункту 4 статьи 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующей информации:
1) сведения:
о дате создания образовательного учреждения;
о структуре образовательного учреждения;
о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения;
об образовательных стандартах и о требованиях, самостоятельно установленных федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона (при их наличии);
о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации;
о материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, общежитий, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям);
об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся;
о направлениях научно-исследовательской деятельности и базе для ее осуществления (для образовательных учреждений высшего профессионального образования);
о результатах приема по каждому направлению подготовки (специальности) среднего профессионального образования или высшего профессионального образования, по различным условиям приема (прием на обучение, финансируемое за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям (только для образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования и (или) высшего профессионального образования);
о наличии стипендий и иных видов материальной поддержки, об условиях предоставления их обучающимся;
о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года;
2) копии:
документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы образовательного учреждения;
3) отчет о результатах самообследования;
4) порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг;
5) сведения, указанные в пункте 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" .
Данная информация подлежит  размещению на официальном сайте образовательного учреждения в сети "Интернет" и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений.
Таким образом, законодатель закрепил принцип информационной открытости образовательного учреждения и прозрачности его деятельности для потребителя услуг. Закрепляя данный принцип, законодатель пытается решить проблему закрытости российского образования. В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение теперь обязано обеспечивать прозрачность всех сторон своей деятельности (финансовой, образовательной, управленческой и т.д.) Потребители услуг (обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся) должны иметь возможность через сайт образовательного учреждения получать полный объем интересующей их информации о его деятельности. Но пока, к сожалению, практика показывает, что многие образовательные учреждения (в большинстве своем общеобразовательные и дошкольные) халатно отнеслись к требованиям Федерального закона от 08.11.2010 N 293-ФЗ. Прошло уже полтора года с момента вступления в силу данного федерального закона, но у многих образовательных учреждений до сих пор отсутствует свой официальный сайт в сети «Интернет», а те, у кого он есть, воспринимают его как визитную карточку или вывеску, тогда как в современных условиях сайт должен стать эффективным инструментом управления и продвижения . Зачастую, создав свой сайт и разместив немного общей информации на нем, образовательное учреждение останавливается на этом, поскольку не знает, какие требования установлены к порядку ведения и содержанию сайта образовательного учреждения.

Отмечу, что помимо Федерального закона от 08.11.2010 N 293-ФЗ и Закона РФ «Об образовании» требования к содержанию сайта образовательного учреждения устанавливают и иные нормативно-правовые акты РФ.

Например:
-Постановление Правительства РФ от 18.04.2012 N 343 "Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении";
-Приказ Минобрнауки России от 26.01.2012 N 53 "Об утверждении правил проведения образовательным учреждением или научной организацией самообследования";
-Приказ Минобрнауки РФ от 11.10.2011 N 2451 "Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена";
-Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников".

Этот список не окончательный, имеются и иные нормативно-правовые акты РФ, которые устанавливают дополнительные требования к содержанию сайта в зависимости от типа и вида образовательного учреждения.

Руководителю образовательного учреждения, прежде всего,  необходимо внимательно подойти к содержанию инвариантной части сайта образовательного учреждения, поскольку контролирующие органы субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия Федеральной службы по надзору в сфере образования (например, Министерство образования и науки Чеченской Республики) обязаны проверять наличие у образовательного учреждения официального сайта в сети «Интернет» и его содержание.

Но это не значит, что вариативная часть сайта должна быть обделена вниманием со стороны руководства образовательного учреждения. Как уже было выше отмечено, сайт должен стать эффективным средством управления и продвижения образовательного учреждения, а для этого образовательное учреждение должно привлекать на свой сайт аудиторию, в первую очередь это обучающиеся данного образовательного учреждения и их родители (законные представители).  Чтобы привлечь аудиторию образовательное учреждение должно как минимум проинформировать обучающихся и их родителей (законных представителей) о наличии сайта и его адресе в сети «Интернет», кроме того официальный сайт желательно сделать интерактивным. Интерактивность сайта может обеспечиваться такими разделами  как «Форум» и «Обратная связь», позволяющим задать вопрос непосредственно работнику образовательного учреждения, оставить свои комментарии и замечания по работе образовательного учреждения.

Еще один важный момент: только динамичное ведение сайта может сделать его популярным и посещаемым. Если новости с иллюстрациями событий на сайте появляются раз в две-три недели, ресурс не будет посещаемым .

Локальная нормативно-правовая база образовательного учреждения должна быть также на должном уровне. Разработка сайта и дальнейшее его сопровождение должно быть регламентировано локальным актом образовательного учреждения, например, положением об официальном сайте в сети Интернет. Также приказом руководителя образовательного учреждения должен быть назначен ответственный или ответственные за сайт.

Таким образом, руководители образовательного учреждения должны подойти к вопросу создания и ведения сайта внимательно с использованием творческих подходов.

Список использованной литературы
1.Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании";
2.Карпушов. А. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен.//Директор школы. 2012. №2. С.94.
3.Кокина-Славина Т.В. Школьный сайт: модная игрушка или насущная необходимость?// «Руководитель бюджетной организации». 2011. №11. С.71.




Подписка на новые публикации

Рассылка новостей и документов на электронную почту

Количество подписчиков: 16706

Порталы государственных услуг