Язык сайта

 

Язык сайта

 

Концепция развития поликультурного образования

Общие положения

Система образования – важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Обеспечить гражданский мир, социальную стабильность и информационную защиту общества, создать благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно на этапе общероссийской модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира.

Образовательная политика Российской Федерации отражает общегосударственные и национально-культурные интересы в сфере образования и вместе с тем учитывает общие тенденции мирового развития, которые требуют модернизации российского образования.

Эффективность политических и гражданских институтов, целостность территории, социальная мотивированность населения, успех экономических реформ, а в конечном счете – будущее нашего государства в значительной степени определяется необратимостью и темпами формирования общероссийской гражданской идентичности. Самым надежным, действенным и универсальным инструментом культурной и политической интеграции остается система образования. Поэтому модернизация российского образования, опираясь на общие тенденции мирового развития, с необходимостью должна отражать интересы становления единой гражданской нации.

Развитие системы поликультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить культурную самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

Важнейшие социально-политические предпосылки поликультурного и полилингвального образования в России – становление демократии и гражданского общества; интеграция в мировое культурное и образовательное пространство; усиление борьбы с проявлениями шовинизма, расизма, этнического эгоизма.

Предлагаемая концепция поликультурного образования разработана с учетом национальных, региональных, этнокультурных потребностей многонационального народа России. Концепция формулирует цели, основные направления и стратегии развития поликультурного образования в начале XXI века.

Концепция опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития образования, учитывает новейшие условия функционирования образования в России и развивает основные принципы образовательной политики государства.

Концепция разработана на основании:

  • Конституции Российской Федерации;
  • Закона Российской Федерации «Об образовании»; 
  • Закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
  • Закона Российской Федерации «О языках народов РФ»; 
  • Концепции государственной национальной политики Российской Федерации;
  • Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года;
  • Национальной доктрине образования в Российской Федерации (на период до 2025 года;
  • Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ.

Социально-политические и социокультурные ориентиры

Россия исторически объединила в своем составе множество стран и потому является родиной многих народов, различающихся по языку, культуре, вероисповеданию. В то же время Российская Федерация не составляет исключения по полиэтничности и мультикультурности – это условия, в которых сегодня живет большая часть человечества. Действительное отличие России от большинства других стран заключается в уникальном объединении на ее территории обществ, находящихся на различных стадиях социального и культурного развития. В пределах единого государства наряду с постиндустриальными мегаполисами мы имеем образцы догосударственной эгалитарной организации общества, а также все промежуточные стадиальные формы и соответствующий им веер социокультурных стереотипов в общественном сознании.

Предлагая образовательные (и любые социальные) проекты и технологии, необходимо учитывать, что Россия представляет собой живую «хрестоматию», иллюстрирующую непреложный закон неравномерности исторического развития человечества. Утопическая программа синхронного перехода от различных уровней социальной организации к единообразному обществу нового типа и унитаристский проект строительства «советской нации» во многом предопределили распад СССР. Опасность унификаторских подходов в социальной и культурной политике, вполне подтвержденная суровым отечественным опытом, отнюдь не преодолена и современной Россией.

Опыт социальных экспериментов XX в. привел мировое сообщество к окончательному отказу от утопических идей этнокультурной унификации. Одним из результатов победы международно-правовых принципов гуманизма и демократии стало утверждение идеала культурного многообразия человечества. Общепризнанно, что подлинную культуру можно строить лишь в соответствии со своим собственным прошлым, имея при этом в виду свое собственное будущее. В то же время укрепление культурной самостоятельности народов благоприятствует расширению контактов и сближению культур.  

Идейно-содержательные, технологические и языковые составляю-щие поликультурного (полилингвального) образования согласуются с общими тенденциями развития единой российской цивилизации, которая ис¬торически объединила и интегрировала в своей структуре национальные культуры народов России. Российская цивилизация в принципе полиэтнична, полилингвальна, поликультурна и не может быть сведена к русской национальной культуре. Однако именно русская культура является ее центральным компонентом и играет глав¬ную роль в выработке путей цивилизационного развития страны.

Наряду с единством культурного и образовательного пространства России Закон РФ «Об образовании» постулирует защиту и развитие школой национальных культур и региональных культурных традиций.

Национально-культурные интересы субъектов Российской Федерации в сфере образования предполагают восстановление этнокультурных и этносоциальных функций школы. Однако система образования, вырастающая из культурно-исторических традиций народа, обращенная к его насущным потребностям и устремлениям в будущее, с необходимостью должна развиваться в трехмерном пространстве национально-региональной, общероссийской и мировой культуры. Поэтому гражданский императив поликультурной школы подчинен актуальным интересам общественного развития, исходит из стратегии сохранения культурного многообразия и нацелен на социализацию новых поколений в условиях нарастающей изменчивости современного мира.

Таким образом, сохраняя национально-культурную самостоятельность субъектов Российской Федерации, общероссийская гражданская идентичность должна обеспечить социализацию подрастающих поколений в условиях поликультурной российской цивилизации, подготовить их к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского, международного масштаба.

Конструкция российской идентичности

Сформировавшийся в ходе становления российской государственности многоэтничный состав населения, свободное сосуществование и активное взаимовлияние разных этнических традиций и языков придают общему культурно-цивилизационному потенциалу России особую устойчивость и открытость.

Имея собственную этнополитическую историю и конкретный этносоциальный контекст, реальная Россия не имеет альтернативы в выборе естественно складывающейся структуры своей гражданской идентичности. Единственной гарантией существования демократического государства и гражданского общества в Российской Федерации является становление полиэтнической (в этнокультурном смысле) и многонациональной (в смысле федерализма) по составу, но единой по национально-государственному сознанию нации россиян. Поэтому магистральный культурно-политический ориентир и долговременная культурно-психологическая сверхзадача российского образования – формирование гармоничной гражданской идентичности, соответствующей историческим традициям, современному устройству и перспективам укрепления федеративного государства. Только адекватное современным условиям и подлинно национальное (то есть поликультурное по определению) образование, в отличие от унитарной школы, способно обеспечить для этого культурную основу.

Этнополитическая модель российской гражданской нации включает три основных уровня (этажа):

  • субнациональный (базовый этнокультурный), складывающийся как сообщество всех народов, этнических и субэтнических групп, диаспор, конфессиональных общин, проживающих в России;
  • национально-территориальный (базовый политический), состоящий из субъектов Российской Федерации;
  • супернациональный (гражданский, государственный), объединяющий граждан России в единую национальную общность.

Этнокультурное самосознание группы и этнокультурная идентичность индивида должны быть органично встроены в национально-культурный организм на базовом политическом уровне субъекта федерации, а этнокультурные интересы всех групп и отдельных граждан должны быть обеспечены и защищены на этом национально-территориальном этаже гражданской нации. В свою очередь, национальное (отнюдь не всегда совпадающее с этнокультурным) самосознание жителей российских республик, областей, краев закладывает основу и непротиворечиво встраивается в супернациональную общероссийскую гражданскую идентичность.
Опорой и органическим ядром естественной национально-гражданской идентичности призвано стать несовпадающее с ней этнокультурное самосознание. Многоуровневую конструкцию идентичности, адекватной нашим условиям, можно представить в образе матрешки. Единая российская гражданская нация так же полиэтнична, как и нации, складывающиеся в рамках национальных субъектов Российской Федерации. Сбой «вертикально-горизонтальной» структуры гражданского сознания провоцируется маргинализацией так называемых нетитульных этнических групп в российских республиках. Только в случае, если представители этих нетитульных групп (например: русские, чуваши, армяне в Осетии-Алании, Татарстане, Чечне) не занимают позицию экстерриториальности, а наравне с осетинами, татарами, чеченцами встроены в осетинское, татарстанское, чеченское (от слов «Осетия», «Татарстан», «Чечня») национальное сообщество, можно добиться непротиворечивого национально-государственного сознания федерального масштаба. Вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности конкретных граждан все население республики должно осознавать себя единой сегментарной гражданской нацией, которая вместе с тем является неотъемлемой частью великой российской нации.

Система поликультурного образования

Полноценным поликультурным образованием, отвечающим современным требованиям и перспективам развития общества, является такая образовательная система, которая в рамках единого государственного стандарта формирует содержание образования и воспитания в соответствии со структурой российской идентичности, то есть руководствуется целями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком общероссийском и мировом культурно-цивилизационном контексте.

образование является неотъемлемой, органической частью единой системы образования и строится на основе общих принципов государственной политики в области образования, которые закреплены в законодательстве Российской Федерации. Устойчивое развитие российской системы образования предполагает обеспечение государственных гарантий доступности поликультурного образования, повышение качества общего образования, эффективную правовую и финансово-экономическую поддержку образования, повышение социального статуса и профессионализма работников образования, распределение ответственности между субъектами образовательной политики.

Поликультурное образование формируется, функционирует и развивается как открытая саморегулируемая система, призванная удовлетворять насущные социокультурные и образовательные интересы граждан. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система поликультурного образования призвана обеспечить наиболее эффективное использование кадровых, информационных, материальных и финансовых ресурсов.

Органы управления образованием обеспечивают: право граждан на доступное и качественное поликультурное образование, охрану здоровья учащихся, социальную защиту работников образовательных учреждений, создание социальных и материальных условий для подготовки кадров.

В системе поликультурного и полилингвального образования с необходимостью должны быть представлены все существующие уровни российского образования.

В учреждениях дошкольного образования общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.

Базовым учреждением поликультурного образования является одиннадцатилетняя школа с тремя ступенями – начального (1-4 классы), основного общего (5-9 классы) и полного общего (10-11 классы) образования.
Поликультурные (полилингвальные) учреждения начального профессионального образования – надежный инструмент повышения социальной мобильности специалистов, вместе с полным средним образованием получающих рабочую профессию для промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг.

Расширение масштабов межкультурного взаимодействия в современном мире настоятельно требует развития поликультурных составляющих высшего образования, повышения требований к овладению будущими специалистами мировым культурным наследием и иностранными языками.

Поликультурная ориентация существующих учреждений среднего, высшего и дополнительного педагогического образования позволит организовать подготовку и переподготовку кадров для развития поликультурного образования.

Для научно-методической поддержки учреждений поликультурного образования целесообразно создавать специальные научные подразделения и временные научно-исследовательские  коллективы.

Цели и приоритеты поликультурного образования

Цели развития поликультурного образования неотделимы от общей стратегии модернизации российского образования, опирающейся на принципы социальной адресности и сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан. В едином поликультурном образовательном пространстве Российской Федерации интересы каждой личности гармонично сочетаются с общественными и государственными интересами.

Специфическими целями поликультурного образования являются:

  • формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
  • воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее базовых уровнях (этажах) – субнациональнои и национально-территориальном;
  • формирование российской гражданской идентичности в сложных условиях социально-политического многообразия Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
  • создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией;
  • формирование национально-культурной и гражданской идентичности человека в контексте современного мирового самосознания;
  • эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни;
  • развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире.

Достижение указанных целей обеспечивается следующими приоритетами образовательной политики Российской Федерации:

  • сохранение целостности культурного и образовательного пространства России;
  • гуманистический, светский и поликультурный характер образования;
  • ответственность государства за получение детьми полноценного образования;
  • научная основа содержания образования и принципов воспитания;
  • сохранение этнокультурной самобытности народов России, приобщение учащихся к духовному наследию своего народа, традиционной и профессиональной национальной культуре;
  • вариативность выбора родителями образовательного пути ребенка;
  • формирование морально-этических стереотипов и воспитание трудовых навыков, необходимых для активной профессиональной деятельности.

Структура идентичности в содержании образования

Содержание поликультурного образования сохраняет общий принцип единства и системности российского образования, включающий нормативные требования:

  • к структуре и объему основной образовательной программы;
  • к соотношению ее обязательной части с частью, формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям реализации основной образовательной программы;
  • к уровню подготовки обучающихся на всех ступенях образования и по всем предметам и предметным областям.

Совмещение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, включение необходимого этнокультурного и регионального контента в федеральный компонент образования строится на принципах идейно-тематического единства и толерантности, содержательного соответствия и системности, значимости и научной объективности, воспитательного воздействия и учета личного опыта учащихся.

Интересы социального и культурного развития, потребности модернизации и цели формирования российской идентичности предполагают создание содержательно целостной системы поликультурного образования, возводящей ребенка-носителя родной культуры к культуре общероссийской и мировой. Открытость образования обеспечивается на каждой ступени обучения императивом поликультурности и полилингвальности на диалоговой межкультурной основе.

Непреодолимым барьером для формирования российской гражданской идентичности является ранжирование или противопоставление граждан по этническим признакам, происходящее на базовом политическом этаже национально-государственного (читай: территориально-федеративного) устройства полиэтничного и поликультурного российского общества. Главный риск подобного разделения существует в системе общего образования национальных республик и заключается в неверно понятом праве на выбор дополнительного этнокультурного контента и родного языка.

Дополнительное право на родной язык и культуру призвано обеспечивать интересы малых «нетитульных» народов федерации и всех диаспор. Разнообразие существующих в нашей стране этнокультурных и национально-культурных интересов отражает сложную типологию этнических общностей, языков и культур, представленных в России. Наряду с народами, чья родина (этническая территория) входит в состав Российской Федерации, здесь проживают многомиллионные диаспоры выходцев из других стран. Наряду с титульными народами федерации, чьи языки являются государственными (русский – во всей России, другие – в национальных республиках), есть малые автохтонные народы, не имеющие собственных национально-государственных институтов. Конституция Российской Федерации и российское законодательство в культурно-языковой и образовательной сфере создают надежный фундамент для обеспечения социальных и культурных потребностей каждой личности, этноса, локальной общественной или этнической группы, гражданского общества в целом.

Однако гражданская нация – не генетически-родовое и этносоциальное, а территориально-политическое и национально-культурное сообщество. Эффективным инструментом формирования гражданской идентичности может служить лишь строгая обязательность содержания образования, адекватная конструкции национально-территориальных институтов и ценностному набору культурно-политических инвариантов. При этом всеобщей обязательности федерального компонента непременно должна соответствовать на сегментарном (республиканском) уровне обязательность изучения региональных контентов и государственных языков республик.

Последовательное проведение принципа обязательности навсегда избавит российскую систему образования от мнимого противоречия между областями, краями с одной стороны и республиками – с другой. Во всех случаях очевидна национально-культурная акцентуация, соответствующая этнодемографической и этнотерриториальной основе субъекта федерации: в области, крае – национально-русская, в республике – национально-титульная. Во всех случаях неизменной доминантой остается единая российская гражданская идентичность, соответствующая национально-государственному устройству федерации.

В соответствии с этнополитической моделью российской гражданской нации содержание поликультурного образования можно условно разделить на четыре взаимосвязанных культурных компонента:

  • этнокультурный, то есть обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя конкретной этноязыковой и конфессиональной группы;
  • регионально-титульный (национально-территориальный), то есть обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя национального сообщества конкретного субъекта Российской Федерации;
  • общероссийский (супернациональный), то есть обеспечивающий человеку возможность идентификации в качестве представителя российской гражданской нации;
  • мировой (общечеловеческий), то есть обеспечивающий человеку включенность в глобальные цивилизационные процессы и возможность идентификации в качестве равноправного члена международного сообщества.

Воспроизводя формы социальной и культурной жизни многонационального народа России, поликультурное образование позволит обучающимся не только активно участвовать в межкультурном диалоге, но и глубже понять собственную культуру на фоне и в тесной взаимосвязи с другими культурами российского общества. При этом для большинства граждан России приведенная схема условного разделения оказывается трехчастной, поскольку этнокультурный компонент преимущественно совпадает с регионально-титульным.

Важнейшими критериями качества и конкурентоспособности поликультурного образования являются системность, фундаментальность и практическая ориентация. Только функциональная грамотность (владение современной техникой, языками и т.п.) позволяет современному человеку осваивать социальную и природную среду, активно работать в условиях интенсивной экономики и постиндустриальной, информационной цивилизации, стать гражданином мира в широком смысле.

Основные принципы поликультурного образования

Определяющие принципы современного поликультурного образования суть следующие:

Принцип преемственности. Необходимой культурной основой российской гражданской идентичности является такая система образования, которая способна транслировать национальную культуру, обеспечивая открытость в другие культуры и современное цивилизационное развитие нации. Преемственность в современной поликультурной школе противопоставлена традиционализму (в значении «традиционного общества» и «традиционной культуры»). Трансляция этнокультурной информации в системе образования должна быть подчинена общей логике развития современной национальной культуры, понимаемой как механизм адаптации гражданского сообщества к меняющимся условиям жизни. Поэтому сохранение достоинств и достижений национальной культуры не имеет ничего общего с формированием неизменных трафаретов или поиском «исконных» ценностей. Напротив, естественной функцией национальной культуры (а значит и образования) является постоянное обновление, предполагающее интенсивную модификацию этнокультурного комплекса, выработку и освоение инноваций в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития.

Принцип дифференциации и разнообразия. Хорошо известно, что жизнеспособность сложных саморазвивающихся систем зависит от дифференцированности и богатства их элементов. В теории информации это называется «законом необходимого разнообразия»: потенциал выживания системы тем выше, чем разнообразнее и дифференцированнее ее реакции, противопоставленные разнообразию внешних воздействий. Чем сложнее внутренняя структура общества, чем разнороднее его этнический и многообразнее субъэтнический состав, чем сложнее и ассиметричнее его культура, – тем больше у него шансов выжить, тем более оно устойчиво и жизнеспособно. Точно так же именно многообразие, противоречивость и неоднородность современного мира делают его сбалансированным и единым. Культурное взаимодействие (и в условиях межкультурного диалога, и в стремлении к единству национальной культуры) не должно приводить к усреднению, к унификации, к разрушению специфической картины мира. Поэтому российская школа не может быть иной, кроме как поликультурной. А условия комплиментарности культур и языков – в противовес унификации и ассимиляции – закладываются в содержании образования.

Принцип креативности. Обществоведением зафиксировано изменение основного жизнеобеспечивающего ресурса в современном обществе. Им становится сам человек с его способностью к саморазвитию и творческому преобразованию информации. В отличие от архаической добывающей и индустриальной производящей культуры, в постиндустриальном, информационном обществе побеждает культура обрабатывающая. Интеллектуальный, творческий труд делает самого человека основным жизнеобеспечивающим ресурсом и – одновременно – целью общественного и культурного развития. Конфликт старых социальных систем с инновационным, субъектно-гуманистическим типом нового культурного развития ясно выражается и в трудностях российской модернизации. Важнейшим инструментом модернизации, формирующим российскую гражданскую идентичность, является поликультурное образование, способное подготовить человека к самореализации в динамичных социальных условиях информационной культуры.

Принцип культурной целостности. Понимание культуры как сущностной основы образования требует формирования и развития универсальных культурных умений и компетенций, в том числе освоения детьми актуальных культурных норм и принятие общезначимых образцов деятельности и поведения. Трансляция фактов и образцов культуры в учебно-воспитательном процессе совершенно недостаточна, особенно в условиях предметной расчлененности школьного обучения. Только культурные практики, совмещающие результаты предметно-урочной и самостоятельной деятельности, включающие опыт общения и группового взаимодействия со сверстниками и взрослыми, могут стать надежным фундаментом гражданской идентичности. Особого внимания требуют концептуальное единство культурной основы всех УМК, тесная взаимосвязанность основного и дополнительного образования, централизованное проектирование культурных практик школы на основе инициативы, интересов и мотиваций детей.

Принцип объемной (стереоскопической) картины мира. Важнейшими критериями содержания образования в поликультурной школе являются идейно-тематическое единство, системность и научная объективность, воспитательное воздействие и учет личного опыта учащихся. Свойственное современной культуре представление о зрительной и ментальной перспективе требует движения от настоящего к прошлому и будущему, от родного и своего к соседнему и другому. Соответственно – и образовательное описание мира с необходимостью требует точного выбора дидактической позиции, адекватного психологической, культурно-исторической и географической локализации сообщества, к которому принадлежат дети. Вряд ли целесообразно начинать изучение окружающего мира с незнакомого ландшафта или неизвестных реалий повседневной культуры. Напротив, движение от семьи и родного дома к стране и миру, от субъекта федерации к России и земному шару – представляется вполне естественным. Формирование российской гражданской идентичности предполагает отказ от разделения содержания образования на несколько компонентов и включение регионального контента образования в федеральный компонент.

Принцип полилингвальности. Лингвосоциокультурной основой российской идентичности является языковая компетенция, обеспечивающая формирование поликультурно-ориентированной многоязычной личности. Развитие полингвального обучения в мире детерминируется общей тенденцией к интеграции, диалогу культур и межкультурной коммуникации. Методически обоснованное соотношение языков обучения и изучения является важнейшей составляющей поликультурного обучения, расширяет индивидуальную картину мира, вооружая человека набором социокультурных кодов, соответствующим сложной конструкции идентичности. В гуманистической парадигме образования возрастает роль иностранного языка, используемого как способ постижения мира, приобщения к культуре многих стран и народов, осознания принадлежности к планетарному культурному сообществу.

Принцип вариативности. Стратегии и технологии поликультурного (полилингвального) образования должны соответствовать обстоятельствам и целям формирования российской гражданской идентичности. Многовариантное сочетание в едином образовательном пространстве России интересов личности и этнокультурной группы с общественными и государственными интересами требует отказа от единообразия и унификации. Эффективной структуры федерального компонента придется добиваться одним способом, но различными средствами в национально-титульных республиках и национально-русских субъектах федерации. Диапазон содержательной вариативности поликультурного обучения задается самим присутствием регионального и этнокультурного контента в составе федерального компонента. Нельзя исключить (во всяком случае, следует обсуждать), например, возможность создания региональных учебников отечественной истории – в некоторых случаях это помогло бы гармонизировать процесс формирования российской гражданской идентичности.
Языки обучения

Большинство народов планеты, по данным ЮНЕСКО, билингвальны или полилингвальны. Магистральным направлением развития поликультурной школы является полилингвальная образовательная модель. Эффективная система российского поликультурного образования строится на принципе паритетного двуязычия в школьном обучении и углубленного изучения иностранных языков. Такой подход совмещает сохранение фундаментальных образовательно-воспитательных функций родных языков народов России со специфическим усилением роли русского языка, который становится активным посредником в функционировании родного языка и действенным катализатором диалога культур.

На русском языке – общем государственном языке Российской Федерации и основном языке межнационального общения – задаются государственные стандарты образования. Ведущая роль русского языка в российском образовательном пространстве, в общественно-политической, хозяйственной и духовной жизни федеративного государства предопределяет его первостепенную важность в качестве языка обучения и изучения.

Необходимой гарантией успешного формирования российской гражданской идентичности является государственная защита родных языков народов России и возвращение им значимых общественных функций. Как показывает мировой опыт языковой политики, определяющее значение в сохранении и развитии национальных языков имеет рациональное расширение их функций в сфере образования. Родной язык – важнейший инструмент социализации, основное средство развития образного мышления, главный канал трансляции национальной культуры и приобщения человека к мировым цивилизационным процессам. Фундаментальным принципом функционирования системы поликультурного образования является использование родного языка в качестве языка обучения и изучения.

Единство российского и мирового культурно-информационного пространства и ускоренное развитие массовых коммуникаций делают непреложным условием качественного образования возможность полноценного изучения иностранных языков.

Функциональное двуязычие, то есть преподавание части предметов на родном (нерусском), части – на русском языках, дополняется различным соотношением языков обучения на разных образовательных ступенях. Родному (нерусскому) языку уделяется больше внимания на начальной стадии обучения. На старшей, профильной ступени школы в качестве языка обучения наряду с русским и родным (нерусским) языками может быть использован также английский язык, поскольку практическое владение им (в частности, для работы в глобальных компьютерных сетях) становится насущной потребностью современного человека.

Такое соотношение языков обучения создает условия для гармоничного самоопределения личности в национально-культурном, гражданском и общецивилизационном измерениях, задаваемых социокультурными и социально-политическими ориентирами российского образования.

Основные принципы поликультурного воспитания

Воспитательный идеал, как общая цель поликультурного образования, формируется в соответствии с важнейшими критериями национально-культурной укорененности, гуманистической открытости, личностной состоятельности, гражданской ответственности, созидательной активности. Современный национальный воспитательный идеал, положенный в основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования, базовые национальные ценности, цели и основные принципы воспитания сформулирован в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

В качестве специальных принципов воспитания, определяющих эффективность поликультурного образования в целом, следует выделить:

  • национально-культурную основу воспитания;
  • гуманистическую открытость воспитания;
  • личностную ориентированность воспитания;
  • воспитание гражданской ответственности;
  • воспитание целенаправленной созидательной активности:
  • базовый принцип организованного саморазвития.

Национально-культурная основа воспитания создается использованием для обучения и воспитания детей родного и русского языков, учетом этнопсихологических особенностей и достижений народной педагогики для развития интеллектуальных способностей и нравственных качеств ребенка, систематическим приобщением подрастающего поколения к культурным и духовным традициям, социально-этическим ценностям многонационального народа Российской Федерации.

Гуманистическая открытость, способность и склонность к межличностным и межкультурным контактам – необходимые качества современного человека,  живущего и работающего в многоэтничном и поликультурном мире. Поэтому один из базовых элементов поликультурного образования – воспитание в духе многонациональной отечественной культуры, являющейся краеугольным камнем российской цивилизации.

Личностно ориентированная модель воспитания предполагает активное вовлечение учащихся в процессы социализации, развитие доступных форм самоуправления, психолого-педагогическую поддержку стремления к лидерству и самовыражению. Социальный статус и личностная состоятельность человека определяются совокупностью его морально-этических, творческих и образовательно-профессиональных качеств. Насущной задачей поликультурной школы является включение здорового образа жизни, высокого образовательного стандарта, трудовой этики и профессионального мастерства в систему актуальных культурных ценностей и личностных ориентиров.

Воспитание гражданской ответственности опирается на гармоничное сопряжение этнокультурного самосознания и национально-гражданской идентичности учащихся, которые являются гражданами федеративного государства – многонациональной России, оставаясь полноправными членами национально-территориального гражданского и культурного сообщества. В понятие гражданственности входят такие качества, как готовность защищать родину, способность объективно оценивать соответствие политики государства интересам народа, умение объединяться для достижения общей цели, отодвигая свой личный интерес на второй план.

Целенаправленная созидательная активность новых поколений в рамках новейшей экономической и технологической культуры является главной гарантией успешной модернизации страны и повышения благосостояния граждан. Трудовое обучение, творческое моделирование, привлечение к практической и социально-значимой деятельности, обеспечение занятости и трудоустройства обучающихся в летний период, другие формы трудового воспитания в поликультурной школе должны быть использованы для реализации приоритетных образовательно-воспитательных задач: освоению приемов активной деятельности, выработке умения ставить цели и организовывать собственную регулярную деятельность по их достижению, формированию навыков общения и работы в коллективе, а также привычки к технологическому мышлению – то есть наиболее рациональному, аккуратному и точному исполнению действий, вытекающих из четко сформулированной цели.

Воспитательный принцип организованного саморазвития предполагает создание новой социально-психологической модели поведения члена российского гражданского сообщества, способной обеспечить нормальную адаптацию и комфортное существование человека в современном информационном обществе, равноправное участие носителя собственной национальной и этнокультурной традиции в глобальных цивилизационных процессах. Человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Воспитание как долговременный непрерывный процесс, переходящий в самовоспитание, состоит в организации содержательной жизни и развивающей деятельности, стимулирующей активность воспитанников, их творческую свободу. Личность, способная к самореализации и творчеству, должна быть в то же время свободна от нравственной ущербности эгоизма, от нетерпимости к иному мнению, от неприятия другого, непохожего, инновационного.

Культурно-историческая основа организованного саморазвития – возрастные классы традиционной культуры. Организационная основа – детские и юношеские сообщества, конституируемые в рамках конкретных учебных заведений. Важнейшие особенности – аксиологический, деятельностный, развивающий подход к воспитанию, личностная ответственность, естественная иерархия функциональной компетентности, соревновательные формы восхождения по ее ступеням.