Экспериментальная апробация проекта «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы», реализуемого в рамках Федеральной целевой программы развития образования Ф –118, в учреждениях образования Чеченской Республики осуществляется в соответствии с Программой развития поликультурного образования в РФ и Концепцией развития поликультурного образования в РФ.
Для решения организационных вопросов по реализации проекта при Министерстве образования и науки ЧР сформирован Координационный совет. Научно – методическое сопровождение хода реализации проекта осуществляет ГОУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образовании».
На экспериментальном (первом) этапе развития системы поликультурного образования Министерством образования и науки ЧР выполнены и находятся в стадии выполнения следующие мероприятия, планируемые на 2010 -2013 гг.:
1. Создана необходимая нормативно – правовая и учебно - методическая база хода апробации экспериментальной модели (локальные акты, положения, критерии отбора и т. д.).
2. Определены структура и критерии отбора экспериментальных площадок, организованы изучение и анализ литературы по различным направлениям эксперимента.
3. Разработаны алгоритм и инструментарии диагностирования и мониторинга организации экспериментальной деятельности.
4. Созданы авторские группы для разработки экспериментальных учебно – методических комплектов.
5. Разработаны и изданы учебно - методические комплекты - УМК -(программы, учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителей) 1 – 2 – х классов системы общего образования и методические пособия для развития детей младших и средних групп дошкольных образовательных учреждений на русском и титульных языках – по русскому языку как неродному, титульному языку как родному, титульному языку как государственному республики, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, музыке; учебные материалы для младшей и средней групп дошкольных образовательных учреждений – по развитию математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, музыке, изобразительному искусству, развитию русской речи как родной, развитию русской речи как неродной, развитию речи на титульном языке республики как родной, развитию речи на титульном языке республики как неродной).
Обогащение базовых образовательных дисциплин поликультурной проблематикой произведено путем включения в учебный процесс материалов, способствующих поликультурному просвещению всех учащихся (вне зависимости от их национальной принадлежности).
Содержание учебно – методических комплектов соответствуют основополагающим принципам поликультурного образования и требованиям новых федеральных образовательных стандартов начального общего образования и направлено на приобщение детей к языку, литературе, истории своего народа с использованием интерактивных технологий, которые содержат значительные возможности эмоционально-личностного воздействия на формирование личности, ее коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений; использование родного и русского языков как средства обучения и изучения в образовательном процессе; обучение и развитие обучающихся на основе этнокультурных ценностей, ценностей культур народа России и Мира.
Учебно – методические комплекты для 3 – го класса и методические пособия для детей старших групп дошкольных образовательных учреждений готовятся к изданию.
6. Организована ежегодная курсовая переподготовка 95 учителей, работающих в экспериментальных классах, как в республике, так и за ее пределами. Проведены и проводятся республиканские и межрегиональные семинары по вопросам экспериментальной апробации поликультурной образовательной модели для участников хода ее реализации с открытыми уроками и мастер - классами.
В экспериментальной апробации поликультурной образовательной участвуют 96 первых и вторых классов общеобразовательных учреждений с общим количеством 2455 учащихся из десяти районов республики, в том числе: г. Грозного - 20, Ачхой – Мартановского – 11, Шалинского -10, Надтеречного - 10, Сунженского - 8, Гудермесского - 9, Курчалйского -10, Наурского – 8, Урус – Мартановского -10.
7. Введено практическое апробирование (работа ведется второй год при продолжительности 4 года) учебно-методических комплектов 1 – х и 2 – х классов в систему поликультурного образования.
Результаты реализации экспериментальной апробации отслеживаются мониторинговыми и диагностическими исследованиями. Ежегодно проводятся входной (в начале учебного года), текущий (в середине учебного года) и итоговый (в конце учебного года) мониторинги учебных знаний и умений и общего развития обучающихся в экспериментальных классах. Проводится диагностика реальных затруднений учителей, работающих в режиме эксперимента с последующим оказанием оперативной методической помощи и поддержки.
После каждого мониторингового и диагностического мероприятия проводится анализ и обработка эмпирических данных, оформление результатов, систематизация и обобщение накопленного материала, его теоретическое обоснование для подготовки последующего внедрения в образовательное пространство ЧР.
Экспериментальная апробация «Поликультурной образовательной модели как основы формирования российской гражданской идентичности обучающихся общеобразовательной школы» показала эффективность разработанных учебно – методических и организационно – педагогических материалов, правильность выбора содержания УМК, форм и методов обучения и развития обучающихся современной школы на основе поликультурности и полилингвальности.
Анализ проделанной работы и результаты диагностических и мониторинговых исследований позволяет сделать вывод, что использование родного и русского языков в обучении и общего развития обучающихся как средств обучения и изучения в равной степени, использование учебных материалов, разработанных на основе родной культуры и национальных культур народов России; использование интерактивных технологий, которые содержат значительные возможности эмоционально-личностного воздействия на формирование личности, ее коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений по принципу «от простого к сложному, от хорошо знакомого, близкого к далекому: от регионального к федеральному и общемировому», широкая предметная интеграция, активная эмоциональная деятельность, учет этнорегиональных, возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся, уровня их общего развития, формирование здорового образа жизни на основе национальной культуры и культуры народов нашей страны и мира – все это является мощным стимулом роста качества образования, духовно – нравственного, интеллектуального и физического развития личности и гражданина.