Язык сайта

 

Язык сайта

 

Вопросы и ответы

О проработке механизмов оказания субъектам Российской Федерации финансовой поддержки из федерального бюджета на реализацию мероприятий по доведению средней заработной платы педагогических работников до уровня не менее 70 % от средней заработной платы в субъекте Российской Федерации, об оценке дополнительных расходов федерального и региональных бюджетов, гарантирующих обеспечение поэтапного совершенствования заработной платы педагогических работников

Ответ:

Для обеспечения полномочий субъектов Российской Федерации Минфин России предоставляет дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, а также на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. При этом на федеральном уровне в рамках межбюджетных трансфертов не предусмотрено разделение дотаций на оплату труда в сферах образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания. Распределение федеральных ассигнований в рамках межбюджетных трансфертов общего характера осуществляется субъектом Российской Федерации самостоятельно. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организации в соответствии с действующим трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. Данная норма коррелирует с установленной пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» автономией образовательной организации в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.

О методике расчета фактического уровня средней заработной платы педагогических работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации, о пересмотре действующей методики Росстата по определению размера среднемесячной заработной платы работников бюджетной сферы без учета объемов дополнительной работы, выходящей за пределы трудовой функции работников по занимаемой должности, а также без включения в среднюю зарплату выплат социального характера.

Ответ:

В 2019 году ежеквартальный мониторинг сохранения достигнутого соотношения заработной платы обеспечивается в рамках федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р (пункты 1.30.23, 1.30.25, 2.6.9–2.6.18 (2)).Фактически сложившийся уровень средней заработной платы по отдельным категориям работников за год сопоставляется с фактически сложившейся ЗНР в субъекте Российской Федерации за тот же год на основе статистических данных, полученных в ходе статистического наблюдения в соответствии с приказом Росстата от 27 декабря 2018 г. № 781.В Российской Федерации с 1990-х годов применяется международная методология ведения статистического учета заработной платы.Действующая методология расчета показателя «среднемесячная заработная плата» основана на соблюдении международных рекомендаций статистического учета и принципов, заложенных в конвенциях и резолюциях Международной организации труда, и опубликована в Методологических положениях по статистике (выпуск четвертый, 2003 год). Она едина для всех статистических наблюдений за заработной платой, проводимых в стране, что позволяет обеспечить сопоставимость данных как по субъектам Российской Федерации, так и в других разрезах (по видам экономической деятельности, формам собственности и др.).Сравнение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы со средней заработной платой по регионам должно исходить из сопоставимости данных показателей. В связи с чем заработная плата по категориям рассчитывается аналогично заработной плате по региону, исходя из среднесписочной численности, а не на ставку. Тем самым обеспечивается корректное сопоставление средней заработной платы отдельных категорий работников и ЗНР.

О порядке индексации заработной платы в государственных и муниципальных учреждениях.

Ответ:

В соответствии со статьей 134 ТК РФ повышение уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.Исходя из системного толкования статей 134 и 144 ТК РФ, решение о проведении индексации заработной платы работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений и порядке ее проведения относится к компетенции соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.Учитывая, что большая часть работников бюджетной сферы заняты на региональном и муниципальном уровнях, в рамках оказания дополнительной финансовой помощи Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрены дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели в объеме по 100,0 млрд. рублей ежегодно в 2019, 2020 и 2021 годах.В рамках Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018– 2020 годы предусмотрены консультации по ряду вопросов, касающихся оплаты труда, в том числе о совершенствовании систем оплаты труда, об установлении базовых окладов по ПКГ, о совершенствовании МРОТ и др.

Об определении минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в части невключения в состав МРОТ компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Ответ:

В соответствии с частью третьей статьи 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ.Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» введен постоянный механизм установления МРОТ на уровне 100%> фактического прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года.В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. № 481-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2019 г. МРОТ установлен в сумме 11280 рублей (100%> фактического прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2018 года).Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется сверх МРОТ (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. № 38-П).С учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2019 г. № 17-П месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), должна быть не ниже МРОТ без учета выплат за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Об установлении базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационных группам работников с учетом их дифференциации в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ.

Ответ:

В соответствии со статьей 129 ТК РФ базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы (далее – базовый оклад) работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу (далее – ПКГ), без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.В соответствии со статьей 144 ТК РФ Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать базовые оклады по ПКГ.Установление базовых окладов по ПКГ предполагает во всех субъектах Российской Федерации одинаковый уровень базовых окладов и применение ПКГ.Учитывая разграничение полномочий между уровнями органов власти, применение ПКГ при оплате труда работников носит рекомендательной характер.

О повышении заработной платы педагогических работников до уровня не менее 150 % к средней заработной плате в соответствующем регионе, о мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов повышения заработной платы, предусмотренного указами Президента Российской Федерации 2012 года.

Ответ:

Исходя из положений статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно регулируют вопросы оплаты труда (включая вопросы повышения оплаты труда, установления надбавок, а также их размеров) соответственно государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.

Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, от 1 июня 2012 г. № 761 и от 28 декабря 2012 г. № 1688 (далее – указы Президента Российской Федерации) предусмотрено доведение соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников государственных (муниципальных) учреждений до 100 % и 200 % к среднемесячной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности, далее – ЗНР) в соответствующих субъектах Российской Федерации на 2018 год, по педагогам дошкольного и дополнительного образования – к средней заработной плате в сфере общего образования и учителей в регионе соответственно.

Достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом по субъекту Российской Федерации. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории, в зависимости от вида и типа организации.

В послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президента Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. указано на необходимость сохранения достигнутого соотношения оплаты труда специалистов образования, здравоохранения, культуры, других бюджетных сфер со средней зарплатой в регионе.

Поручениями Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. № Пр-294 (подпункт «ж» пункта 6) и Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2019 г. № ТГ-П12-718 руководителям федеральных органов исполнительной власти и высшим должностным лицам (руководителям высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) поручено обеспечить в 2019 году и последующие периоды неснижение установленных указами Президента Российской Федерации показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, обеспечить контроль за сохранением достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем средней заработной платы в соответствующем регионе.

За какой объем обязанностей выплачивается должностной оклад?

Ответ:

Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации в соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Вопрос о том, какой объем обязанностей входит в те должностные обязанности, за выполнение которых выплачивается должностной оклад, определяется в каждом конкретном случае – по учреждению и работнику. Педагогические работники имеют различные виды нагрузки: аудиторную (учебную, преподавательскую) и неаудиторную (методическую, воспитательную, индивидуальную работу с обучающимися, иную педагогическую). Соответственно, теоретически ставкой (за которую выплачивается должностной оклад) является выполнение нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, которая установлена Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Эта норма может составлять 36 либо менее (в зависимости от занимаемой должности) часов. При этом для отдельных категорий педагогических работников устанавливается норма часов не педагогической, а учебной (преподавательской) работы. Такая норма учебной (преподавательской) нагрузки составляет 18 часов (с некоторыми исключениями). Однако это не значит, что рабочее время педагогических работников соответствующих должностей ограничивается исключительно 18 часами, а их обязанности сводятся к ведению учебной (преподавательской) работы. Иная педагогическая работа также выполняется данными работниками, однако она не входит в указанную нормируемую часть педагогической нагрузки. Нагрузка сверх ставки может осуществляться в двух возможных формах (согласно трудовому законодательству): – за счет увеличения рабочего времени, когда дополнительные обязанности выполняются работником в течение дополнительного времени, которое он работает сверх основного рабочего времени (совместительство); – за счет увеличения интенсивности труда, когда дополнительные обязанности выполняются работником в течение основного рабочего времени, однако он работает более интенсивно (совмещение). Работа по совместительству предполагает заключение отдельного трудового договора, соответственно, с заработной платой работника. Работа на условиях совмещения предполагает отдельную доплату (в структуре заработной платы) за выполнение дополнительных обязанностей. При этом имеется Постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», согласно которому не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора определенные виды работ, в том числе «педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой».

Из чего состоит должностной оклад педагогического работника, от которого формируется зарплата в месяц? Менее ставки, более ставки – что включается для проведения расчетов?

Ответ:

Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации и в соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Структура заработной платы определяется на основании трудового законодательства Российской Федерации. В структуре заработной платы выделяются три основные части – базовая часть, непосредственно вознаграждение за труд в зависимости от сложности, количества, качества труда, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. При этом под должностным окладом понимается именно эта базовая часть оплаты труда, без учета компенсационных и стимулирующих выплат. При этом базовую часть можно посчитать двумя различными способами. Это может быть либо оплата за выполнение трудовых обязанностей в течение месяца – тогда будет иметь место должностной оклад. Либо может быть оплата за выполнение нормы труда за определенную единицу времени (например, час, день) – тогда будет иметь место тарифная ставка. В частности, Трудовой кодекс содержит в статье 129 следующие определения. Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из чего состоит заработная плата?

Ответ:

Заработная плата (оплата труда работника) состоит из 3-х частей:

  1. Вознаграждение за труд, размер которого зависит от таких факторов как квалификация работника, сложность, количество, качество и условия выполняемой работы;

  2. Компенсационные выплаты – доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера;

  3. Стимулирующие выплаты – доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

Почему снизился уровень заработной платы? Как повысить уровень зарплаты?

Ответ:

Размеры заработной платы устанавливаются на основе нормативных правовых актов организации и в соответствии со статьей 132 Трудового Кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зависят от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. В соответствии со статьей 144 ТК РФ системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются образовательными и научными организациями самостоятельно коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей. На уровень заработной платы влияют в том числе выплаты стимулирующего характера (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), при этом данные выплаты не являются обязательными, определяются работодателем, порядок их назначения устанавливается в нормативных правовых актах, регулирующих оплату труда в организации. Работодатель вправе уменьшить или не начислять стимулирующие выплаты отдельным работникам или всему коллективу на основании проведенной оценки качества результатов их труда, а также в связи с наличием установленных оснований для депремирования. Вам необходимо внимательно изучить положение о системе оплаты труда, действующее в вашем учреждении, включая регламенты назначения стимулирующих выплат (условия, порядок). За счет достижения установленных в нормативной правовой базе учреждения показателей качества по итогам решения соответствующего уполномоченного органа (Комиссии по распределению стимулирующих выплат, например) уровень вашей заработной платы может быть выше за счет увеличения стимулирующих выплат. При заключении трудового договора работодатель ознакомил Вас с условиями оплаты труда по соответствующей должности. Повышая уровень образования, получая в процессе исполнения обязанностей согласно функционалу, а также в процессе повышения квалификации необходимые компетенции, Вы можетепри наличии вакансий претендовать на должности, по которым установленные условия оплаты труда более соответствуют Вашим притязаниям.