Язык сайта

 

Язык сайта

 

Интервью министра образования и науки Идриса Хасаевича Байсултанова для газеты "Хьехархо"

2 июл 2020 года
1187 просмотров

В конце 2019-2020 учебного года из-за необходимости ввода карантинных мер, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции, в деятельность системы образования были внесены соответствующие коррективы и изменения. На время самоизоляции учащиеся всех школ и средних специальных учебных заведений республики были переведены на дистанционное обучение.
Благодаря усилиям и своевременному принятию эффективных мер руководством региона в лице Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, старанию наших доблестных врачей и сознательности граждан удалось нормализовать обстановку и предотвратить массовое распространение вируса. Это обстоятельство позволило утвердить намеченные сроки проведения ЕГЭ, и уже совсем скоро у наших выпускников начнется самая горячая и волнительная пора – время экзаменационных испытаний.
Об итогах и опыте работы школ в формате дистанционного обучения в период самоизоляции, о работе, проделанной по подготовке к проведению Единых государственных экзаменов, строительстве объектов образования и многом другом министр образования и науки ЧР Идрис Хасаевич Байсултанов, несмотря на свою занятость, любезно согласился рассказать в интервью газете «Хьехархо».

– Добрый день, уважаемый Идрис Хасаевич! Как мы знаем, самоизоляция граждан была сопряжена с принятием вынужденных мер по переводу школьников на дистанционный формат обучения. Скажите, пожалуйста, какие наиболее важные аспекты, плюсы и минусы дистанционного образования Вы можете обозначить?

– Говоря о количественных показателях процесса дистанционного обучения, важно отметить, что в нем к завершению учебного года из 458 120 обучающихся общеобразовательных организаций (школ) и профессиональных образовательных организаций (колледжей), которые были переведены на дистанционное обучение, приняли полное или частичное (ввиду различных технических проблем) участие 455 397 человек. А это ни много ни мало 99,4%. Показатель достаточно высокий. Конечно, это стоило сил и средств – не все обучающиеся к началу перехода на новый вид обучения имели необходимые технические средства и доступ к сети интернет. Хочу поблагодарить Региональный общественный фонд им. Первого Президента ЧР Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова, благодаря которому была оказана адресная помощь в приобретении компьютерной и иной техники более чем 80 тысячам человек.
Стоит отметить, что первый опыт дистанционного обучения выявил ряд системных и социальных проблем масштаба как региона, так и всей страны в целом. Он показал, что ни одна из электронных образовательных платформ в России не была готова к массовому «наплыву» пользователей – серверы просто не выдерживали такой нагрузки.
Это вполне понятно, никто не мог предвидеть ситуацию с эпидемией. На рынке образовательных услуг России не оказалось платформы, которая бы охватывала весь курс общеобразовательных и профессиональных образовательных программ, выстроенный системно, в соответствии с требованиями государственных стандартов. Необходимо отметить, что каждый педагог-предметник реализует свои обучающие действия в соответствии со своим календарно-тематическим планированием и, разумеется, ни один электронный ресурс не может учесть его особенности. Большинство электронных образовательных ресурсов не имеет проработанных механизмом защиты персональных данных или хотя бы рекомендаций по ней. На рынке довольно много электронных образовательных ресурсов, и образовательные организации, и педагоги просто теряются в выборе. Поэтому нужен единый, мощный электронный образовательный ресурс, прошедший контроль и проверку со стороны государственных органов контроля в сфере образования, Министерства просвещения и Министерства высшего образования и науки. Дистанционное обучение показало, что оно не может заменить очное обучение в школе. Школа – это не только процесс обучения, получения знаний и умений, но и процесс воспитания и социализация. Дистанционное обучение – не для каждого, а прежде всего для высокомотивированного обучающегося, у которого в семье создана образовательная среда – рабочее место, оборудование, интернет и, наконец, образовательная атмосфера.
Дистанционное обучение также выявило проблему социального неравенства – недостаточно развитая инфраструктура, дороговизна или техническая недоступность интернета в высокогорных и отдаленных районах.
Как вы видите, здесь есть ряд достаточно серьезных проблем, которые нам ещё предстоит решить и на федеральном, и на региональном уровне.
Однако нельзя не отметить, что благодаря переходу на дистанционное обучение мы смогли сделать большой рывок в плане повышения уровня ИКТ-компетенций. Многие учителя, обучающиеся и их родители смогли за короткий срок овладеть современными коммуникационными технологиями, которые могут быть полезны и в повседневной жизни. Также важным плюсом этого метода обучения является то, что у нас появилась возможность, даже после возвращения детей к традиционной системе, обучать ребенка, который, к примеру, заболел и находится на лечении в домашних условиях.

– Не повлияет ли период самоизоляции граждан на сроки сдачи в эксплуатацию объектов образования, запланированных на 2020-й год, в том числе школ, строящихся в рамках реализации национального проекта «Образование»?

– Период самоизоляции не повлияет на срок сдачи объектов образования, запланированных на 2020-й год. Сегодня в рамках национального проекта «Образование» в Чеченской Республике строятся 11 школ, и возведение этих объектов идет в соответствии с графиком. Конечно, период самоизоляции внес свои коррективы, однако генподрядчики работают в усиленном темпе и уже наверстали упущенное время. Уверен, что все объекты будут сданы в срок.
В рамках реализации регионального проекта, в целях ликвидации трехсменного обучения, на территории республики ведется работа по строительству 11 общеобразовательных школ на 7 872 места.
Завершена работа по выделению земельных участков под строительство указанных объектов, также выданы положительные заключения государственной экспертизы на проектную документацию по 7 из них, на 3 объекта получено разрешение на строительство.
Вместе с тем в 42 общеобразовательных организациях запланировано создание материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в школах, расположенных в сельской местности.

– В Чеченской Республике сроки приема заявлений по программе «Земский учитель» продлены до 30 июня. Сколько педагогов изъявили желание стать участниками проекта? С каких регионов поступило больше всего заявок? Когда и по каким критериям будет проходить отбор учителей-предметников, подавших документы для участия в программе?

– Да, действительно, в Чеченской Республике сроки приема заявлений по программе «Земский учитель» продлены до 30 июня. Всего изъявили желание стать участниками проекта 116 педагогов, из их числа подавляющее большинство – 100 человек – это представители нашей республики. Из других регионов представлено 16 заявок.
Что касается сроков определения победителей конкурсного отбора учителей, они продлятся до 25 июля 2020 года.
Основными критериями для отбора претендентов на конкурсной основе являются: наличие среднего профессионального или высшего образования, отвечающего квалификационным требованиям; возраст учителя до 55 лет включительно. Дополнительными критериями являются: наличие квалификационной категории (первая/высшая); возможность претендента преподавать смежные и/или иные учебные предметы; наличие ученой степени в области преподаваемого предмета, педагогики, психологии; наличие иных заслуг, которые могли бы быть заявлены как достижения в педагогической деятельности; стаж педагогической деятельности свыше 10 лет; непрерывность педагогической деятельности в одной образовательной организации.

– По Вашей рекомендации детский технопарк «Кванториум» объявил о старте летней онлайн-площадки по моделированию зданий и сооружений. Скажите, пожалуйста, какие основные навыки и умения призван дать школьникам этот проект?

– Наша основная задача на летний период – это сформировать наиболее интересные летние площадки для детей, которые помогут им провести каникулярное время с пользой.
Детский технопарк «Кванториум» является одной из таких площадок. На сегодняшний день это современная инновационная площадка. Целая среда для интенсивного обучения и развития детей по актуальным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям, в которой используется только самое современное и высокотехнологичное оборудование.
Уникальной особенностью «Кванториума» является то, что дети, помимо обучения инженерному делу, участвуют в проектной деятельности. Он оказывает ребятам помощь в профориентации – определении будущей профессии. Кроме того, к особенностям деятельности технопарка можно отнести: использование технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач); решение реальных производственных задач в сопровождении опытных наставников, в том числе представителей научной школы, промышленности и бизнеса.
С 15 июня детский технопарк «Кванториум», наряду с другими учреждениями дополнительного образования, запустил летнюю онлайн-площадку, суть которой заключается в решении общей для всех лабораторий проблемы – отсутствия детского лагеря международного уровня на территории ЧР.
Летняя онлайн-площадка на базе детского технопарка «Кванториум» по моделированию зданий и сооружений призвана дать школьникам такие навыки и умения, как коммуникация, креативность, командное решение проектных задач, критическое мышление и много другое.

– Как заявил глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов, в этом году на ЕГЭ в ряде регионов страны будет использована система распознавания лиц (СРЛ). По словам министра, данная система была апробирована в прошлом году и доказала свою эффективность. Планируется ли внедрение СРЛ на пунктах проведения экзаменов (ППЭ) нашей республики в обозримом будущем?

– Научно-технологический прогресс не стоит на месте. Все больше новых технологий внедряются и в систему образования. На данный момент система распознавания лиц находится на стадии апробации и была применена в прошлом году только в 8 школах в Республике Ингушетия. Известны случаи, когда на экзамен пытаются проходить по чужим паспортам. Особенно много таких попыток отмечается в резервные сроки. Поэтому уже в 2019 году кроме СРЛ начали использовать и нейросети, чтобы выявить работы, написанные чужим почерком. Эту технологию можно настроить так, чтобы она отслеживала и контролировала видеопоток из всех регионов и подавала точечный сигнал наблюдателям. Так как один наблюдатель в состоянии просматривать только 4 аудитории, такие технологии, как нейросети и система распознавания лиц, будут неоценимой помощью для соблюдения максимальной объективности во время проведения экзаменов.

– В ходе недавнего совещания Вы поручили привести все ППЭ республики в полную готовность к проведению ЕГЭ с учетом соблюдения всех требований и предписаний Роспотребнадзора. В связи с этим хотелось бы узнать, что, на Ваш взгляд, необходимо сделать для недопущения дополнительной психологической нагрузки на обучающихся?

– Вопрос организации и проведения государственной итоговой аттестации – это широкий спектр обязанностей, который требует от каждого участника серьезной ответственности и отдачи. Период самоизоляции и карантина значительно усложнил все те задачи, которые стояли перед организаторами ЕГЭ, и сегодня очень важно, чтобы мы смогли максимально обезопасить наших обучающихся и провести экзамены в полном соответствии с требованиями Роспотребнадзора. В то же время каждый задействованный в этом процессе должен понимать имеющуюся психологическую нагрузку на обучающихся и постараться создать максимально комфортные условия для успешного прохождения всех этапов экзамена. Министерством образования и науки ЧР проводится широкая информационная кампания по освещению всех этапов подготовки к ГИА, также работают горячая линия и социальные сети, в которых проводится разъяснительная работа с обучающимися и родителями о необходимости соблюдений всех правил и требований Роспотребнадзора, а также об особенностях сдачи экзаменов в этот непростой период. Разработан единый алгоритм работы со всеми организаторами ЕГЭ и членами ГЭК, до них доведен порядок действий в экстренных или непредвиденных ситуациях во время экзамена. Я уверен, что доброжелательность, отзывчивость, командная работа и, самое главное, понимание своей ответственности за успех каждого ребенка помогут нам успешно пройти все этапы ГИА.

– Ваши пожелания выпускникам, которым предстоит определиться с выбором будущей профессии и пройти в ближайшее время экзаменационные испытания.

– С учетом сегодняшних реалий хочу обратиться к выпускникам с просьбой соблюдать все рекомендованные меры предосторожности и с особым вниманием подойти к вопросу сдачи экзамена в этом году. Я желаю всем выпускникам успешной сдачи экзаменов и удачного поступления в выбранные вузы. Сегодняшние выпускники – это наше будущее, и мы хотим, чтобы все они были здоровыми, образованными и успешными. Пусть наших выпускников всегда сопровождают милость Всевышнего, уверенность в своих силах, оптимизм и удача в достижении всех поставленных целей!

– Спасибо, уважаемый Идрис Хасаевич, что в своем плотном рабочем графике нашли время для ответов на наши вопросы. Удачи и успехов Вам в дальнейшей работе! Дала аьтто бойла!