– Как Вы узнали о своем назначении на должность министра образования и какие чувства испытали в тот момент?
– Во-первых, удивление, во-вторых, я привык, что есть быстрые решения и воспринял его как должное, как доверие. Конечно, в начале совещания я абсолютно не был готов к такому развитию событий, все произошло у Главы республики. Это большая ответственность, поскольку образование – это сложное направление в социальном плане, а также в плане ответственности перед Главой республики. Возможно, это было видно даже по моему поведению.
– Как Вы увидели систему образования региона уже будучи министром – ответственным за это направление?
– Надо отдать должное, за период последних десяти лет в системе образования многое изменилось, но любое дело не стоит на месте. Есть новые идеи, новые направления, новые задачи. Задачи, которые перед нами ставит федеральный центр, Рамзан Ахматович, который всегда уделял и уделяет образованию пристальное внимание. Зная это, могу сказать, что нам предстоит очень большая работа. Эта работа заключается в улучшении качества образования в целом: не только улучшение успеваемости обучающихся среднего и профессионального образования в высших учебных заведениях, но и создание научного потенциала, подготовка молодых специалистов, аспирантов, защитившихся кандидатов и докторов наук. У нас за последние десятилетия сложилась очень большая диспропорция в этом плане, поэтому перед вузами стоит задача этот дисбаланс выровнять. Второе – это качественное улучшение профессионального состава учителей, завучей, руководителей общеобразовательных организаций. Любой управленец должен быть компетентным, должен быть готов к новым вызовам, и мы создаем программу для того, чтобы наши управленцы в соответствии с требованиями смогли подготовиться к предстоящей работе.
– Как Вас принял преподавательский состав и состав работников министерства?
– Когда жестко ставишь задачи и выражаешь требования, конечно, не все этому рады. В целом в министерстве очень компетентные, грамотные и опытные сотрудники, выполняющие свои обязанности с увлечением, которые профессионально состоялись. Но тем не менее мы понимаем, что наступило время, когда предстоят изменения, и они должным образом среагировали. А жесткие требования будут и впредь.
– Что Вы планировали в первую очередь сделать на посту министра и что уже сделано за этот короткий срок?
– Сейчас самое главное – провести мониторинг и анализ (состояния системы образования региона. – Прим. ред.), а в последующем будем выстраивать план работы для улучшения образовательной системы республики. Мы параллельно всю эту работу уже ведем, сегодня темп по дооснащению на высоком уровне, мы мониторим поступление оборудования в общеобразовательные организации. Надо отдать должное тому, что Фонд имени Ахмат-Хаджи Кадырова, который возглавляет Аймани Несиевна Кадырова, оказывает нам очень большую помощь в этом деле. Дела реза хуьлда цунна!
Думаю, что в ближайшее время все наши предметные кабинеты, школьные лаборатории и все учебные классы, в которых требуется оргтехника, будут стопроцентно оснащены.
– Как может измениться образование с новым министром?
– Это (давать оценку. – Прим. ред.), наверное, будет делать общество и в первую очередь Глава республики, а я буду стремиться максимально оправдать ожидания, зная, что мне, будучи жителем этой республики, нужно жить здесь до конца своих дней, зная, что я – человек команды, привыкший до конца выполнять все те задачи, которые передо мной ставят. Я постараюсь, чтобы всё было на высшем уровне. Будет видно, как сложится. Это, конечно, сложная задача, и одними силами министерства образования будет трудно выполнить. Если общественность не среагирует правильно и все наделенные властью общественные организации и структуры не будут оказывать содействие, нам будет сложно провести те преобразования, которые мы планируем, но они выполнимы.
– Существует ли кадровый голод в системе образования? Если да, как он будет решаться и решается?
– Есть определенные моменты в системе образования вплоть до педагогических составов. У нас был очень длительный процесс в виде двух военных кампаний, наши высшие учебные заведения работали в очень сложных условиях, особенно Чеченский государственный педагогический университет, который является основным «поставщиком» педагогических кадров и два наших педколледжа. Те учителя, которые лет 20 и более назад – в период восстановления региона – выпускались из вузов имеют небольшие пробелы в плане формирования базовых знаний. С этим составом, конечно, есть определенная проблема. Последние два года по поручению Главы республики Рамзана Ахматовича Кадырова я курировал высшие учебные заведения, некоторые моменты мы уже взяли под контроль и выстраиваем работу по улучшению качества образовательной деятельности, и нам удалось достичь некоторых показателей в этом направлении. Думаю, что те учителя, которые имеют те или иные недостатки в формировании профессиональных навыков, смогут восполнить те пробелы с помощью нашей специальной программы, которую мы для них создадим. Новый состав педагогов, который будет выпускаться из вузов и колледжей мы возьмем под очень строгий контроль. Качество выпуска будет на должном уровне.
– Стандарты какой страны Вы бы переняли и внедрили в нашу систему образования?
– Я считаю, что бывшая в Советском союзе система образования, как и система здравоохранения, была лучшая в мире в свое время. Когда я работал в системе здравоохранения, объехал практически всю Европу и ознакомился с их системами здравоохранения. Я пришел к такому выводу, что те стандарты, которые нам сейчас навязывают, не всегда входят в нашу социальную систему. Ничего нового нет, это то же самое, что было при Советском союзе, только видоизмененное. А европейские стандарты – они всегда для нас как бы ближе. Для того, чтобы ответить на Ваш вопрос, мне надо будет еще немного поработать.
– Что Вы думаете о создании национального рейтинга школ республики? Нужно это или нет?
– Если в этом рейтинге будут принимать участие объективные люди, тогда он нужен. Я получаю различные письма, мне пишут на почту, но не всегда эта информация бывает объективной. Для того, чтобы составлять рейтинг, нужно выработать определенную социальную стратегию или анкетник, по которым мы могли бы дать оценку уровню образования. Но, я думаю, что понадобится года полтора, чтобы можно было сказать насколько мы оттолкнулись от сегодняшней точки, какой вектор направления система нашего образования взяла. А в целом я эту идею поддерживаю.
– Вы – доктор медицинских наук, в течение 6 лет руководили медицинским институтом Чеченского государственного университета, занимали должность заместителя руководителя администрации Главы и Правительства Чеченской Республики. Теперь Вы – министр образования и науки Чеченской Республики. Где было сложнее, а где было интереснее?
– Интересно было, когда я был врачом-кардиологом. А все остальное время мне всегда приходилось выравнивать, выстраивать систему, формировать ее и выпрямлять.
– Дала аьтто бойла хьан! Дела реза хуьлда хьуна! Спасибо, что приняли и ответили на наши вопросы!
– Массера а бойла Дала аьтто! Дела реза массарна а хуьлда!