Язык сайта

 

Язык сайта

 

«Мы показали достойный пример слаженной и ответственной работы» – интервью министра образования и науки Идриса Хасаевича Байсултанова для газеты "Хьехархо"

1 фев 2021 года
1700 просмотров

По окончании новогодних каникул в образовательных организациях региона, как и было заранее анонсировано Министерством образования и науки Чеченской Республики, в полной мере возобновился образовательный процесс. Как он будет проходить, стоит ли в текущем 2021 году ожидать каких-то серьезных, кардинальных изменений, чего ждать и на что надеяться? Эти и многие другие вопросы интересуют практически всех граждан, начиная от педагогов, заканчивая учащимися и, конечно же, их родителями.

Редакция газеты «Хьехархо» обратилась к министру образования и науки ЧР Идрису Байсултанову с просьбой ответить на наиболее острые и часто обсуждаемые в последнее время вопросы.

– Добрый день, уважаемый Идрис Хасаевич! Одним из главных событий прошлого года, к сожалению, стала глобальная пандемия коронавирусной инфекции. Как Вы считаете, сказались ли в негативном ключе события, связанные с вынужденной самоизоляцией граждан, на качестве образования? Какую оценку можете дать работе региональных школ в 2020 году с учетом сложившейся непредвиденной ситуации?

– Конечно же, пандемия вынудила педагогическое сообщество обратиться к новым методам обучения, включая дистанционное и онлайн-обучение. Это оказалось непросто как для учащихся, так и для учителей, которые вынуждены были преодолевать негативные эмоциональные, физические и экономические последствия, одновременно содействуя борьбе с распространением вируса.

Если говорить о том, как осуществлялся образовательный процесс и какую оценку можно ему дать, то здесь следует сказать о том, что решение о переходе общеобразовательных организаций на дистанционное обучение было принято в конце марта, то есть до окончания учебного года оставалось совсем немного времени, а благодаря быстрому переходу на дистанционный формат учащиеся смогли не только освоить образовательную программу, но и познакомиться с современными формами обучения, различными программами и сервисами, которые теперь уже позволяют применять дистанционный формат точечно, индивидуально. К примеру, если в отношении учащегося принято решение о переводе на дистанционную форму обучения по причине болезни. Конечно же, в первое время было трудно адаптироваться к новым условиям, но несмотря на сложности, вызванные эпидемией, мы показали достойный пример слаженной и ответственной работы всех образовательных организаций нашей республики.

– «Как будем учиться дальше?» – вопрос, который волнует всех учащихся и родителей. Имеют ли под собой основания слухи и домыслы о полном или частичном переходе школ уже весной текущего года на дистанционный формат обучения?

– На сегодняшний день никаких оснований для перевода школ весной на дистанционное обучение – нет. Просьба верить только официальным источникам. Информацию о каких-либо изменениях, происходящих в сфере образования, мы оперативно размещаем на официальных ресурсах Министерства образования и науки, а также доводим до сведения через социальные сети. Также хочется разъяснить родителям и развеять слухи о том, что планируется полный перевод образования на дистанционный формат. Эти слухи не соответствуют действительности, противоречат современному законодательству и особенностям развития системы образования нашей страны. Мы всегда поддерживали традиционный формат образования с использованием современных технологий, которые позволяют расширить эффективность и доступность получения образования для наших детей.

– Идрис Хасаевич, на протяжении всего 2020 года (за исключением периода массовой самоизоляции граждан) Вы уделяли пристальное внимание так называемой адресной работе. Практически во всех районах республики была проведена тщательная проверка образовательных учреждений на предмет их соответствия требованиям современной системы образования. Какие проблемные вопросы, требующие немедленного реагирования, встречались на местах чаще всего?

– Образовательная система постоянно меняется и совершенствуется, поэтому я считаю необходимым осуществлять постоянный мониторинг и проверку деятельности образовательных организаций. Главой Чеченской Республики Героем России Рамзаном Ахматовичем Кадыровым поставлена чёткая задача по совершенствованию условий обучения и повышению качества образования. Для решения этой задачи усилий одного министерства бывает недостаточно и необходимо ясное понимание задач и путей их решения со стороны каждого руководителя. Поэтому мониторинг и проверки затронут каждую школу в нашей республике.

Говоря о проблемных вопросах, следует отметить, что основной задачей, которая сегодня ставится перед руководителями образовательных организаций, является полноценное использование всех имеющихся ресурсов для обеспечения педагогического состава и обучающихся всеми необходимыми средствами, ведение постоянного контроля над образовательным процессом, а также полноценное содержание вверенной ему образовательной организации. Кроме того, все мы понимаем, что существует такая проблема, как недостаточная квалификация педагогических работников, которые долгое время не имели возможностей для качественной подготовки. Сегодня мы считаем, что существует необходимость постоянного роста знаний и навыков педагогических кадров через доступную форму самообразования. Для этого на базе Института развития образования Чеченской Республики созданы три платформы:

1) «Дистанционное образование» – платформа, которая даёт возможность учителю заниматься непрерывным повышением квалификации в дистанционном формате;

2) «Таллам» – платформа по мониторингу качества образовательного процесса и качества урочной деятельности;

3) «Успешный учитель» – платформа, которая предоставляет учителю возможность выявить уровень своих компетенций и получить рекомендации по их совершенствованию.

Нет сомнения в том, что благодаря этим платформам мы сможем в скором времени существенно повысить квалификацию педагогических работников наших школ.

– Министерство образования и науки Чеченской Республики качественно и в срок реализовало программу «Земский учитель», которая была призвана обеспечить сельские школы преподавательскими кадрами. Скажите, пожалуйста, удалось ли благодаря этой программе полностью решить проблему нехватки учителей-предметников в высокогорных районах?

– Программа «Земский учитель» масштабная, она ориентирована не только на то, чтобы обеспечить сельские школы педагогическими кадрами. Она, прежде всего, направлена на то, чтобы в сельские школы пришли учителя, способные вывести образование на новый уровень, обеспечить конкурентоспособность сельских школ.

Нехватка учителей-предметников в высокогорных районах – это известная проблема. В особенности имеется нехватка учителей английского языка. Нельзя сказать, что проблема сегодня полностью решена. Но программа «Земский учитель» позволила снизить дефицит кадров в сфере образования, а также повысить престиж и привлекательность профессии учителя. Благодаря этой программе в нашей республике уже приступили к работе 64 педагога.

Ежегодно благодаря вниманию к системе образования со стороны Главы республики Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова во всех районах нашей республики строятся десятки школ, поэтому для их обеспечения педагогическими кадрами необходима и заинтересованность районных администраций в заключении договорных отношений с будущими выпускниками педагогических вузов, согласно которым студент должен вернуться в свой район после окончания вуза и поработать хотя бы 3-5 лет, получить хороший опыт и применить свои знания на практике.

Мы думаем, что программа «Земский учитель» будет способствовать повышению престижа учительской профессии и поможет сформировать новые региональные программы с участием муниципалитетов.

– В этом году учащимся 9-х и 11-х классов предстоит столкнуться с некоторыми изменениями, связанными со сдачей ОГЭ и ЕГЭ. Как заявил министр просвещения Сергей Кравцов, будет отменен досрочный этап ЕГЭ. Также ожидаются изменения при сдаче экзаменов для поступающих и не поступающих в вузы выпускников. Скажите, пожалуйста, что в этой связи может рекомендовать Минобразования ЧР педагогическим работникам, которые готовят выпускников к Государственной итоговой аттестации?

– Несмотря на планируемые изменения, на данный момент сложно предсказать, каким будет формат государственной итоговой аттестации. Поэтому мы рекомендуем готовить детей к сдаче предметов по выбору и к сдаче основных предметов, так как, несмотря на изменения в формате ЕГЭ, выпускникам придётся сдавать и вступительные испытания, в этом случае – это будет отличной дополнительной подготовкой. Именно поэтому перед педагогами стоит задача подготовить выпускников должным образом.

– В Чеченской Республике открылся и успешно функционирует Региональный центр развития дополнительного образования, на базе которого наша талантливая молодежь будет получать качественное образование по актуальным научно-исследовательским и техническим направлениям. Идрис Хасаевич, скажите, пожалуйста, как обстоят дела с материально-техническим оснащением центра и насколько важно в наше время иметь такого рода площадки, предназначенные для подготовки будущих специалистов в области IТ?

– Региональный центр развития дополнительного образования был создан в рамках реализации национального проекта «Образование».

На базе комплекса действует центр цифрового образования «IT-Куб» с охватом 400 учащихся в год, мобильный технопарк «Кванториум», с помощью которого до 1000 детей из сельской местности в год смогут получить дополнительное образование по актуальным научно-исследовательским и техническим направлениям. Помимо этого, открыт Центр выявления и поддержки одаренных детей «Ахмат». Обучение в нём проходит по программам химии, физики, биологии, математики и информатики. Здесь одарённые дети будут изучать дополнительные образовательные программы естественных и технических наук.

Инновационный образовательный комплекс является первым в республике. Я считаю, что именно талантливая молодёжь, которая готова осваивать новые технологии, позволит нам соответствовать новым вызовам и требованиям современности.

На сегодняшний день смело можно сказать, что на Северном Кавказе нет подобного центра. Здесь имеется современное оборудование, позволяющее с раннего возраста обучать детей программированию, современной инженерии, а также усилить предметные области знаний, что поможет детям определиться с выбором профессии и иметь более полное представление о современных и востребованных специальностях. В нынешних реалиях, когда в нашу жизнь ежедневно внедряются самые современные технологии, открытие таких центров и обучение в них наших детей считаю очень перспективным и необходимым.

– Как известно, Глава ЧР Рамзан Кадыров уделяет пристальное внимание развитию и популяризации родного языка. Именно по его поручению проводилась работа по разработке свода основных норм и правил орфографии чеченского языка. В конце прошлого года вышла в свет долгожданная книга «Нохчийн меттан нийсайаздаран коьрта бакъонаш» («Основные правила орфографии чеченского языка»). Это значит, что с учетом произошедших изменений придется издать новые школьные учебники родного языка и литературы. За какой период времени министерство планирует завершить работу по тотальной смене имеющихся учебников на новые?

– Министерством образования и науки ЧР совместно с Институтом развития чеченского языка и истории проводится огромная работа по развитию и популяризации родного языка. В первую очередь это происходит, конечно же, благодаря постоянной поддержке и вниманию Главы Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова. Ежегодно 25 апреля все мы празднуем День чеченского языка и во всех общеобразовательных организациях региона проводятся викторины, конкурсы и мероприятия, приуроченные к этой дате. На сегодняшний день мы существенно расширили функционал института, построили для этого новое здание, где педагоги смогут совершенствовать свои знания, проходить повышение квалификации благодаря новой платформе для непрерывного самообразования учителей родного языка и литературы. Также функционирует электронный образовательный ресурс «urok.95», который является отличным помощником в процессе обучения для наших учителей и учащихся.

В начале 2020-2021 учебного года для того, чтобы создать условия для повышения эффективности изучения родного языка и литературы, мы ввели дополнительно 2 часа в недельную нагрузку, тем самым увеличив общее количество часов для обучения наших детей родному языку и литературе.

Уже второй год ведётся работа по составлению орфографического словаря. Благодаря составлению свода основных правил чеченского языка все УМК (учебно-методические комплекты) по чеченскому языку, предназначенные для общеобразовательных организаций, в скором времени будут переизданы. Мы надеемся, что в течение 2-3 лет эта проблема будет решена. Также на данный момент активно ведётся работа по издательству новых школьных книг. Над ними работает несколько авторских коллективов, в составе которых – ученые, заслуженные педагоги, иллюстраторы. И мы планируем к началу следующего учебного года обеспечить учащихся начальных школ новыми книгами по чеченскому языку и литературе.

– В эти дни в г.Волгограде проходит федеральный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России-2020». Что бы Вы хотели пожелать представителю Чеченской Республики, а также всему педагогическому сообществу региона в 2021 году?

– Победителю регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» Радимхан Салтукиевой желаю удачи и дальнейшего профессионального роста. Уверен, она достойно представит нашу республику в этом престижном конкурсе. А всему педагогическому сообществу желаю дальнейшего профессионального роста, новых открытий, успехов во всех добрых начинаниях и огромного терпения! Знайте, что вы выполняете завет великого человека – Первого Президента Чеченской Республики Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова (Дала гIазот къобаладойла цуьнан!), которому принадлежат слова «Учитель создаёт нацию». Сегодняшними своими стремлениями и достижениями вы показываете всю значимость и огромный смысл, заложенный в этих известных словах.

– Спасибо, уважаемый Идрис Хасаевич, за содержательную беседу! Удачи в дальнейшей работе. Дала аьтто бойла!

Газета «Хьехархо», №2 от 30 января 2021г.