Система школьных театров и детских театральных конкурсов активно развивается в последние годы по поручению Президента Российской Федерации и является важным инструментом воспитания подрастающего поколения и социальным лифтом для талантливых детей из регионов. Сейчас уже действует 7 тысяч школьных театров, они должны быть созданы в каждой школе к 2024 году.
Многие известные актёры начинали свой творческий путь на школьных подмостках, среди них – Татьяна Пельтцер, Георгий Вицин, Сергей Никоненко. Детские драмкружки и студии актёрского мастерства взрастили много отечественных талантов.
Российское движение школьников и Театральный институт имени Бориса Щукина при поддержке Минпросвещения России в 2020 году запустили проект «Школьная классика». Его задачи – системное развитие школьных театральных студий, реализация творческого потенциала школьников и педагогов. Проект проходит в формате конкурса: творческие коллективы, которые хотят создать или вывести на новый уровень школьную театральную студию, выполняют конкурсные задания и получают наставников из числа преподавателей Театрального института имени Бориса Щукина, а также становятся участниками финальных фестивалей. В первом сезоне участие в «Школьной классике» приняли более 100 коллективов, во втором – свыше 600.
«Школьный театр – это в том числе и профориентация. Мы будем продолжать работу в рамках проекта «Школьная классика». В каждой школе, где есть советник по воспитанию, уже должны быть открыты школьный театр и спортивная секция», – говорил Сергей Кравцов на расширенном совещании о развитии школьных театров в России.
Но профориентация не главная цель создания таких коллективов, прежде всего, это прекрасный инструмент для развития детей. 4К-компетенции (креативность, кооперация, критическое мышление, коммуникация), о которых много говорят эксперты в сфере образования, отлично развиваются в школьном театре. Ораторское искусство, умение держаться на публике, уверенность в своих силах тренируются на театральных подмостках. В этом уверена Мария Ахапкина, учитель английского языка гимназии «Пущино» городского округа Пущино Московской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015». Она сама в детстве с удовольствием посещала театральную студию, а вернувшись в родную школу уже учителем, стала вторым руководителем того самого театрального коллектива. Мария уверена, что этот опыт помог ей победить в конкурсе «Учитель года России», ведь сцена развивает очень важные качества в человеке.